Анализ российского экспорта и импорта сыра по итогам 11 месяцев 2013 года

Анализ российского экспорта и импорта сыра по итогам 11 месяцев 2013 года

Динамика импорта и экспорта сыра за 2013 год



Наталья Крылова, аналитик компании VVS («ВладВнешСервис»)


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


По данным Росстата российскими производителями за 11 мес. 2013 года было произведено 390,2 тыс. т. сыра и сырных продуктов. Динамика производства имеет сезонный характер – пики приходятся на летние месяцы и раннюю осень, а снежный период не особо выделяется объемами выпуска. Ежемесячные объемы производства в 2013 году уступали аналогичным результатам года 2012. Лишь в последние месяцы производителям удалось превысить объемы предыдущего года. Как итог – за 11 мес. 2013 года было произведено на 6,2% меньше сыра, чем годом ранее.


Рис.1 Динамика производства сыра и сырных продуктов, тыс. т.


Полностью удовлетворить потребности потребителей отечественным производителям не под силу, поэтому импорт сыра занимает значимую часть данного рынка. По итогам 11 месяцев 2013 году российскими покупателями было получено из-за границы 289,5 тыс. т. сыра на общую сумму 1 470,3 млн. долл. Стоит отметить, что по отношению к январю-ноябрю 2012 года объемы импорта выросли как в натуральном (+3,9%), так и в стоимостном (+12,8%) выражении.  Более высокий темп роста в денежном исчислении можно объяснить повышением цен, коснувшимся не только импортной продукции, но и отечественной линейки сыров.


Рис.2 Динамика импорта сыра


Среди различных видов сыра, импортируемого в Россию, по итогам 11 месяцев 2013 года 14,7% занимают молодые сыры, 6,8% - плавленые сыры, 1,3% - голубые сыры. Еще по 0,7% и 0,5% приходятся на тертые сыры и сыры для производства плавленых сыров. Большую часть импорта занимает сегмент «Прочие сыры», основу которого составляют наиболее распространенные на магазинных прилавках твердые, полутвердые и сычужные сыры. По отношению к 2012 году структура импорта сыра практически не изменилась. Чуть увеличились доли молодых, плавленых, голубых и тертых сыров, а также сыра для приготовления аналогичной плавленой продукции. За счет этого снизилась доля прочих сыров.


Рис.3 Структура импорта сыра в разрезе видов, тыс. т.


В период января-ноября 2013 года российские покупатели отдали наибольшее предпочтение голландскому сыру. Его доля в общем объеме импорта составила 17,4%. При этом стоить отметить, что по итогам 2012 года производители из Нидерландов находились лишь на третьем месте рейтинга. На втором месте расположился сыр, приготовленный в Украине – на долю наших соседей приходится 15,9% от всего объема ввоза. Несмотря на то, что положение Украины в рейтинге стран по отношению к предыдущему году не изменилось (в 2012 году она также занимала второе место), доля ее чуть сократилась – годом ранее украинский сыр занимал 17,8% данного рынка. К неудачникам года можно отнести немецких производителей. Если в 2012 году Германия твердо лидировала с 23,3% от всего объема импорта, то по итогам 11 месяцев 2013 года она остановилась лишь на третьей строчке рейтинга всего лишь с 12,7%. Далее следуют Финляндия (11,6%), Литва (9,0%), Польша (8,8%), Дания (5,7%) и еще порядка 30 стран-производителей.


Рис.4 Структура импорта сыра в разрезе стран-производителей, тыс. т.


Анализ рынка экспорта показывает, что экспортный рынок сыра не так активен, как импортный. По итогам 11 месяцев 2013 года российскими компаниями было отправлено за рубеж 7,8 тыс. т сыра (+6,9% к аналогичному периоду 2012 года) на сумму 31,5 млн. долл. (+7,3%). Здесь разница темпов роста в натуральном и денежном выражении не так бросается в глаза, как в случае импорта. В первую очередь это связано с тем, что львиную долю продаж российских предприятий зарубежным партнерам составляет плавленый сыр, ценовой диапазон которого значительно ниже сыров, являющихся основой импорта. На данный вид продукции в январе-ноябре 2013 года пришлось 85,5% всего экспортного потока. 4,6% рынка принадлежит молодым сырам. Совсем незначительную часть – менее 1% в сумме занимают тертые и голубые сыры. За прочими сырами (в основном, это твердый и полутвердый сыр) осталось 9,8%.

Основными странами-покупателями сыра, экспортируемого с территории России, являются страны ближнего зарубежья. Так, лидером по итогам 11 месяцев 2013 года стала Украина, потребители которой приобрели у российских поставщиков 2,8 тыс. тонн сыра (36,5%). Лидирующую позицию наших украинских соседей не пошатнуло и то, что по результатам 2012 года их доля составляла 42,4%.

На втором месте разместилась Туркмения, доля которой выросла с 18,4% в 2012 году до 19,5%. Тройку лидеров замыкает Таджикистан, куда было отправлено 9,7% экспортируемых сыров. Далее следуют Азербайджан (8,1%), Узбекистан (7,3%), Монголия (5,2%) и еще порядка 20 стран-покупателей.


Рис.5 Динамика экспорта сыра


Рис.6 Структура экспорта сыра в разрезе видов, т.


Рис.7 Структура экспорта сыра в разрезе стран назначения, т.


Таким образом, видимое внутреннее потребление сыра за январь-ноябрь 2013 года составило порядка 672 тыс. т., что на 2,2% меньше, чем годом ранее. При этом доля импорта в нем выросла с 40% до 43%.




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация