Полезные статьи:
Обзор рынка фанеры 2022 года
С 10 июля 2022 года в рамках пятого санкционного пакета ЕС был введен запрет на экспорт продукции российского лесопромышленного комплекса. Хотя постепенное сокращение спроса началось еще в марте этого года, в июле произошел буквально обвал европейского экспорта.
Рынок деревообработки ориентировался, прежде всего, на зарубежного покупателя (так уж исторически сложилось что в России мебель делают из опилок). В 2021 году Россия экспортировала 62% всей производимой в стране фанеры - более 2,8 млн. кубометров. Причем в Евросоюз, США, Великобританию и Канаду поставлялось 70% всей экспортируемой из России фанеры. Естественно, что за три-четыре месяца найти покупателей на 2 млн. м3 фанеры крайне проблематично.
Рисунок 1. Динамика производства и экспорта фанеры в РФ.
В связи с сокращением спроса со стороны зарубежных покупателей, строительных организаций и производителей мебели производство фанеры в РФ также начало падать. В августе оно снизилось на 45% относительно результата аналогичного месяца 2021 года. В натуральном выражении объемы производства снизились на 173 тыс. м3 или 121 тыс. тонн.
Рисунок 2. Динамика производства фанеры в России в 2022 году.
Хотя производственные мощности рассредоточены по территории РФ довольно не равномерно, анализ рынка фанеры показывает, что производство снизилось абсолютно во всех федеральных округах. Причем наибольшее падение в процентном выражении произошло в Сибирском ФО, где объемы производства фанеры в августе текущего года оказались на 82% меньше, чем в августе 2021 года. Хотя Сибирский ФО имеет некоторые логистические преимущества перед Центральным и Северо-Западным ФО, для экспорта в Китай, но сибирским и дальневосточным производителям фанеры это не помогло.
Рисунок 3. Распределение производства фанеры в России по федеральным округам
Провозглашенный властями "разворот на восток" многие понимают неправильно, подразумевая под "востоком" исключительно Китай. В 2021 году доля Китая как экспортера российской фанеры составляла всего 2,3%. Китай сам является крупнейшим в мире производителем фанеры.
По итогам 2020 года в Поднебесной насчитывалось более 15 тыс. производителей фанеры общей мощностью 256 млн. м³ продукции в год. Для сравнения: в России в 2021 году было произведено чуть больше 4,5 млн. м3 фанеры. Основными покупателями китайской фанеры являются США, страны ЕС, Япония, Филиппины, Южная Корея и Канада. То есть, те же страны, которые покупают и российскую фанеру, но так как основное производство фанеры в Китае сосредоточено преимущественно в южных и юго-восточных провинциях у российских производителей при экспорте в ЕС было существенное логистическое преимущество. Для экспорта в страны Юго-восточной Азии у нас такого преимущества нет. Так что надеяться на рынок ЮВА в плане увеличения экспорта фанеры глупо.
Так что под "востоком" следует понимать Ближний Восток, то есть страны Северной Африки, Западной (Передней) Азии и бывшие советские среднеазиатские республики. В массе своей эти государства не присоединились к европейским санкциям или же учувствуют в них чисто формально.
Рисунок 4. Структура российского экспорта фанеры по странам в 2022 году
В 2021 году на страны Ближнего Востока (Египет, Израиль, Саудовскую Аравию, Турцию, ОАЭ, Ирак) и Средней Азии (Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Грузию) приходилось 550 тыс. м3 экспорта фанеры, что составляет почти 20% российского экспорта. За 9 месяцев текущего года с учетом ввода санкций на экспорт фанеры в страны из данного перечня вырос на 40% относительно аналогичного показателя 2021 года.
К сожалению, экономический потенциал этих государств (в плане экспортных поставок) не так велик, как объем «прошлых» закупок ЕС, но выбирать не приходится. Чтобы хотя бы как-то выстоять и удержаться на рынке отечественным производителям приходится изучать новые направления продаж и переориентировать свои экспортные потоки в другие страны. Существенно ускорить процесс выбора перспективной страны помогает изучение ее детальной статистики ВЭД, в которой отражается информация по всем компаниям, импортирующим фанеру, их ассортиментному и ценовому предпочтению. Подобные базы данных есть по внешнеторговым рынкам Турции, Казахстана, Вьетнама, Узбекистана, Индии, Афганистана, Аргентины и некоторых других стран мира.
А это очень хорошее подспорье для работы отдела продаж! На основе такой детальной аналитики отечественный экспортер точно не прогадает с ценой, быстрой выйдет на контакт с новым партнером и сможет переориентировать отгрузки в дружественные страны.
© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2025. Все права защищены.