Экспорт мяса из России отвоевывает свое место на мировом рынке

Экспорт мяса из России

За прошедший год Россия увеличила круг государств, куда экспортируется мясная продукция (в два раза), и перечень трейдинговых компаний. Экспорт возрос и по количественной характеристике – практически в 1,8 раз. Страны Европейского экономического союза стали основным рынком сбыта, хотя есть еще немало многообещающих, но недоступных для российского продукта экспортных направлений. Тему изменений, которые претерпел экспорт мяса из России в последнее время, раскроет данная публикация.

Экспорт мяса из России как наиболее перспективное направление

В прошлом году Россия открыла новые рубежи по мясному экспорту – он возрос практически вдвое. Для сравнения: поставки мяса в 2016 году достигли 173 000 тонн, а в предыдущем было всего 96 000 тонн. Рост экспорта ранее был небольшим и прогнозируемым. Экспорт российского мяса в 2016 году предназначался уже для сорока стран, хотя годом ранее Россия делала поставки в двадцать пять государств.

Экспорт мяса в деньгах

Среди ведущих компаний, занимающихся поставками продукта от производителя в России заграничным партнерам, лидируют «Черкизово» и «Мираторг». Их производственные объемы и спектр предлагаемой продукции внушительны. Адаптируясь к новейшим рыночным потребностям стараниями собственных отделов экспорта, эти компании могут выходить на иностранные рынки сами, без государственной поддержки. Меньшим производителям лучше пользоваться услугами трейдинговых компаний: те возьмут на себя контроль за соответствием товара стандартам стран-импортеров, в их ведении будет выкуп продукта и его реализация со всеми вытекающими рисками, создание инфраструктуры продвижения экспорта.

Экспорт мяса из России в основном представлен категориями «куры-бройлеры» и «свинина». Поставки куриного мяса и субпродуктов за прошлый год показали цифру – 115 000 тонн. Экстенсивность этого прогресса портит все впечатление от успеха: 41 000 тонн товара отправилась в страны Евразийского экономического союза, 37 000 – на восток Украины. Закупки Вьетнама и Гонконга составляют также немало – 24 000 тонн, но на 95 % это куриные лапки. Более 100 000 тонн экспорта курятины из России уходит в малоперспективных направлениях, где товары с высокой маржой не слишком интересны покупателям.

Свинина в 2016 году дала 170 % прироста. Субпродукты, составляющие 2/3 от этого экспорта, Россия поставляет вдвойне. Они, а также незначительное количество шпика, преимущественно востребованы в Таиланде и Вьетнаме в связи с пищевыми традициями этих стран, и здесь потребности растут. А, собственно, экспорт мяса из России достиг 18 000 тонн – вырос вчетверо (предыдущая цифра – 4000 тонн).

Сергей Юшин, стоящий во главе исполкома Национальной мясной ассоциации, отметил, что бизнес должен погружаться в вопросы экспортных поставок. Это способствует увеличению продаж, заставляет анализировать и учитывать потребности иностранных рынков, куда Россия пришла совсем недавно; производство теснее работает с трейдерами, чьим приоритетным направлением является экспорт, стремится к международным рамкам стандартизации.

Культурные потребности разных стран – один из ключей международной торговли: продукт, невостребованный на внутреннем рынке, может принести хороший доход от продажи за рубежом. Куриные окорочка из Соединенных Штатов в ценовом плане пока вне конкуренции. А куриное филе, менее популярное у россиян по сравнению с европейскими странами и США, вполне перспективно как экспортный товар.

Экспорт мяса из России может увеличить и куриное крыло, используемое на западе для барбекю, а у нас по климатическим причинам более полугода этот способ приготовления продукта неактуален. Крылья поставляются гонконгскому и вьетнамскому потребителям. Такая часть свиной туши как ребра имеет гораздо больший спрос в ряде стран (Китай, США и другие), чем в России.

Этот товарный баланс помогает в реализации невостребованного товара и дает дополнительный доход. Элитные сорта свиного и говяжьего мяса недоступны по цене большинству наших соотечественников, но были бы интересны европейскому потребителю, не препятствуй этому эпидемиологические факторы.

Ослабление рубля, в основном, подстегнуло экспорт мяса из России, помогая нашим продуктам выдержать высокую конкуренцию. Но это преимущество исчерпано, и большинству производителей невыгодны заграничные поставки в связи с экономическими изменениями. Если продукты и экспортируются, то по минимуму, для удержания рыночных позиций.

Расчет на 2016 год у компаний-производителей и поставщиков птичьего мяса из России опирался на курс 65 рублей за доллар США. Это сохранило бы рентабельность экспорта на уровне 0 % и, учитывая прогнозируемую высокую урожайность зерновых, помогло бы снизить собственные затраты на производство, что привело бы к росту прибыли. Однако рубль упал в цене сильнее, и таможенная статистика немедленно отметила спад заграничных поставок, которые стали бессмысленными.

Спланированный еще в первые месяцы 2016 года экспорт мяса из России в Египет по рентабельности в лучшем случае «ушел в ноль». При нынешней внутренней оптовой цене на птицу (105–115 руб./кг – это 1,75-1,91 USD/кг) пока доллар равен 60 рублям мясной экспорт из России не осилит конкуренцию и в пределах ЕАЭС, на том же казахстанском рынке.

Куда направлен экспорт мяса из России в 2017 году

Специалисты считают, что производителям из России весьма выгоден в качестве торгового партнера Китай: спрос на аграрную продукцию здесь один из самых высоких в мире. Мясной экспорт Евросоюза и Соединенных Штатов сюда в 2016 году удвоился и планируется дальнейшее увеличение. Из-за эпидемиологических факторов свой производственный комплекс Китай свернул, экспорт свиного мяса и субпродуктов в страну вырос в 2,5 раза (около 2,5 млн тонн).

Китайских партнеров привлекает цена товаров из России, но полностью открыть рынок страны они традиционно не спешат: выдвигается масса новых условий, поднимаются новые проблемы.

Экспорт мяса из России за прошлый год массированно проник на украинский и белорусский рынки. Ранее в эти страны импортировали некоторое количество российской продукции, а 2016 год стал для реализации на этом направлении свиных полутуш прорывным. А для отсеченной от других стран и не владеющей своим мясным производством Абхазии российский экспорт давно стал единственным источником таких продуктов. У Монголии схожая ситуация. Правда, поток экспорта мяса из России в эти государства невелик.

В 2016 году Россия начала тестировать в качестве экспортных направлений египетский, сербский, итальянский, корейский рынки, а также Арабские Эмираты и Нидерланды.

Политические нюансы и неравноценность взаимных торговых отношений тормозят сотрудничество с Египтом – государством с большим населением, где высок спрос на мясную продукцию. Однако у ГК «Черкизово» получилось провести через все препоны около полутора тысяч тонн курятины.

Для российского бизнеса перспективны отношения с ОАЭ. Экспорт мяса из России предназначается не только для внутренних нужд страны – здесь сформирован торгово-транспортный узел для перенаправления экспортного потока другим странам этой географической зоны, например, в Иран. Договоренности по ветеринарным сертификатам и санитарным стандартам откроет России торговые пути к заказчикам из Омана, Кувейта, Катара, Саудовской Аравии, Бахрейна.

В странах Центральной Африки спрос на мясо высок. Но высокие транспортные расходы и нестабильность местной логистики свели на нет экспорт птичьего мяса в этот регион через территорию Габона и Кот-д’Ивуа́ра. И, напротив, неожиданно высокую прибыль дал экспорт мяса из России в страны Карибского региона – часть субпродуктов от наших производителей свободно выдержали конкуренцию с аналогичным товаром из более близких США и стран Южной Америки.

Для наших производителей индюшатины прошлый год знаковый – их товар, вошедший по нулевой ставке в квоту ЕС в размере 1000 тонн, ушел на итальянский, швейцарский, сербский, голландский и ирландский рынки. Польша является основным поставщиком филе индейки в европейские страны, но соотношение цены и качества продукта из России оказались более выгодными для западных покупателей. Экспорт мяса из России занял бы квоту полностью, но птичьему гриппу, волной разошедшемуся из Астраханского региона, удалось этому помешать. Хотя вывоз индюшатины возрос с 500 тонн в 2015 году до прошлогодних 3000 тонн.

Наша продукция прошла процесс аккредитации в ближневосточных странах. Ближняя цель экспорта мяса из России – рынки Индонезии и Малайзии (стран с долей мусульманского населения более 230 млн человек). Перспективны и некоторые страны Африки, санитарные нормы в которых не слишком высоки.

Что нужно знать тем, кто осуществляет экспорт мяса из России

При провозе мяса через таможню следует помнить о ряде правил.

1. Сроки растаможки. Мясные продукты являются скоропортящимися. Другими словами, сроки их хранения и розничной реализации весьма ограничены. Если вы получаете такой товар – проконтролируйте процесс оформления таможенной и ветеринарной документации. Можете потребовать провести оформление в приоритетном порядке, это вполне законно. Убедитесь в отсутствии неточностей в документах отправляющей и принимающей сторон, чтобы не затягивать сроки прохождения таможенных процедур и сократить расходы на временное хранение груза.

Если допущены ошибки – оплата штрафов и разрешение иных проблем, возникающих в таких случаях, ложится на плечи владельцев груза. Чтобы избежать проволочек, ответственный экспортер перед отгрузкой товаров проводит проверку сопроводительной документации (импортного ветеринарного сертификата, накладной, проформы-инвойс) с участием специалистов.

2. Температурный режим. Необходимо соблюдать определенный режим температуры во время транспортировки и хранения мяса в период прохождения таможенных процедур. Компании, осуществляющие поставки экспорта посредством авиаперевозки, определяют для декларирования груза аэропорты, склады которых приспособлены для хранения мяса и других скоропортящихся продуктов (например, Домодедово в России).

Условия хранения на складах временного содержания определяются сотрудниками службы аэропорта по авианакладным. Ответственность за сохранность груза работники склада несут только в случае, если в накладных прописаны требования к условиям хранения, в том числе и температура.

3. Ветеринарный контроль на границе. По решению Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 г. (№ 317) перед проведением таможенной очистки мясо и другие подобные товары проходят ветеринарный контроль. В него включены:
  • контроль документации – присутствие всех необходимых сертификатов и иных разрешительных документов;

  • досмотр груза, во время которого проверяется маркировка на упаковке, а в случае ее отсутствия – перечень определенных данных (наименование груза, данные производителя, отправителя, получателя и идентификационных средств – авианакладной/транспортной накладной CMR);

  • лабораторный контроль – отбор проб и образцов мяса, который проводится, если органолептический контроль выявил заметные изменения товара, с целью исключить распространение заболеваний, опасных для человека и животных.

Итогом проверки станет вердикт уполномоченного должностного лица пограничного контрольного ветеринарного пункта касательно проходившего контроль товара: пропустить, приостановить движение для дальнейших проверок, запретить ввоз или возвратить отправителю.

Мясо проходит контрольные процедуры за 0,5–1,5 часа, на нем проставляются штампы в соответствии с решением, принятым уполномоченным должностным лицом ветнадзора.

4. Контроль таможенной стоимости при таможенной очистке. В стремлении уменьшить таможенные платежи, компании, занимающиеся экспортом мяса, нередко указывают заниженную таможенную стоимость, что может повлечь дополнительные проверки и задержку товара на границе. Учитывайте проходную стоимость вашего товара для оформления таможенной документации, чтобы не увеличивать расход на хранение мяса на складах временного хранения.

Если вы планируете осуществлять экспорт мяса из России на мировой рынок, необходимо провести грамотный анализ. Для этого нужен большой объем информации о рынке, которой у организаций часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами.

Узнать подробнее

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок

Вся полезная информация