Импорт и экспорт катков: итоги 1 полугодия 2012 года!

Импорт и экспорт катков: итоги 1 полугодия 2012 года!

Динамика импорта и экспорта катков за 1 полугодие 2012 года


Автор: Наталья Крылова, аналитик компании «VVS»


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


Каток — машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта и других аналогичных поверхностей. Основу российского производства катков составляют всего 2 предприятия, расположенные в Рыбинске – ОАО «Раскат» и  ООО «Завод дорожных машин».  Остальные российские производители не могут составить им конкуренции по объемам выпуска.И так сложилось, что на российском рынке катков доминирует техника иностранного происхождения.

За последние 5,5 лет импорт катков в Россию пережил практически все – рост, резкое падение, постепенное восстановление и, наконец, достижение новых рекордов.  В 2008 году их ввоз на территорию нашей страны составил чуть больше 3 тыс. ед. техники, что превысило результат предыдущего 2007 года на 43%. С приходом экономического кризиса произошел обвал во многих отраслях промышленности, в частности, и на рынке дорожно-строительной техники. В результате по итогам 2009 года импорт катков составил лишь 14% (всего 419 ед. техники) от объемов импорта 2008 года. В 2010 году наметилось восстановление рынка – в Россию поступило в 2,4 раза больше катков, чем годом ранее. Следующий 2011 год стал еще более успешным. Импорт катков составил 2,4 тыс. ед. техники, в 2,5 раза превысив результат предыдущего года. По итогам 1 полугодия 2012 года на территорию нашей страны было ввезено около 2050 катков. Это не только больше результата 1 половины 2011 года (на 74%), но и на 14% выше до этого момента рекордного в последней пятилетке результата первых 6 мес. 2008 года.


Рис.1. Динамика импорта катков, шт.


Катки могут классифицироваться по довольно большому количеству показателей. Одним из них является масса.  В 1 полугодии 2012 года на территорию России в наибольшем количестве были ввезены катки с массой 12-16 тонн, составившие в импорте 27,3%. На втором месте катки с массой 7-12 тонн, оставившие за собой 26,1%. Техника весовой категории 1,5-4,2 тонны занимает 23,4% от общего объема импорта. Тяжелые катки (массой от 16 тонн) смогли получить 9,8%. Самые малочисленные категории катков - это машины с массой 4,2-7 тонн (8,3%) и с массой до 1,5 тонн (5,1%). Годом ранее 29,3% от всего импорта составляли катки с массой 7-12 тонн, 28,7% - катки с массой 12-16 тонн, 20% - катки весовой категории 1,5-4,2 тонны. На долю машин с массой от 16 тонн в 1 полугодии 2011 года пришлось 11,4%. Самые легкие катки (до 1,5 тонны) в прошлом году получили 7,4% от общего количества ввезенной техники. Оставшиеся 3,2% остались за катками весовой категории 4,2-7 тонн.


Рис.2. Структура импорта катков в  разрезе весовых категорий, шт.


Катки с массой до 1,5 тонны

За 1 полугодие 2012 года на территорию России было ввезено 104 катка с массой до 1,5 тонны. Это на 19,5% больше, чем годом ранее. Основу импорта данных катков составляет техника немецкого (33,6%) и японского (27%) производства. Китайские катки получили 12,5% от общего объема импорта, 10,6% пришлось на швейцарских производителей. Остальные 16,3% поделили между собой еще 5 стран. Среди брендов в данной весовой категории доминируют Ammann (31,7%)иBomag (29,8%).Следующая по популярности марка -Wacker–занимает лишь 5,8% от всего количества ввезенных машин.

Катки с массой 1,5-4,2 тонны

В 1 половине текущего года импорт катков с массой 1,5-4,2 тонны составил 479 единиц техники, превысив результат января-июня 2011 года в 2 раза. Из них 45,1% - это выходцы из Японии, 30,4% - из Германии, 10,7 – из Швейцарии. Лидером среди брендов катков данной весовой категории является Bomag (19.4%). На втором месте остановился Sakai (18.6%). Тройку замыкает с 15,9% техника марки Hamm. Кроме лидеров, 10-процентный барьер преодолели еще   2 бренда Dynapac (11,5%)и Ammann (10,6%).


Рис.3. Структура импорта катков весовой категории 1,5-4,2 тонны в разрезе брендов, шт.


Катки с массой 4,2-7 тонн

За первые 6 месяцев 2012 года импорт катков с массой 4,2-7 тонн составил 169 шт., что оказалось больше прошлогоднего результата в  4,6 раза. Почти 90% из них было произведено в Германии.  Турецкие катки смогли получить 6% от общего объема импорта. Еще 2,4% пришлось на технику из Китая. Львиную долю (74,6%) составляют катки марки Hamm. Bomagостановился на втором месте с долей в 14,8%. Замыкает тройку лидеров турецкий бренд GMS (6%).

Катки с массой 7-12 тонн

В 1 полугодии 2012 года на территорию России поступило 535 катков с массой 7-12 тонн (+55,5% к результату 1 половины 2011 года). Основу импорта катков данной весовой категории составляет техника, произведенная в Германии (62,4%). Сразу за ней расположились чешские катки с 15%. Шведские машины смогли получить 11,6%, что позволило им остановиться на третьей строчке рейтинга. Среди брендов бесспорным лидером является Hamm, доля которого составила в общем объеме импорта 40,7%. Далее расположился Bomag, оставивший за собой 16,8% от общего пирога. 16,3% позволили закрепиться на третьей строчке такому бренду, как Ammann. Dynapacс 12% замкнул число тех, кто смог получить более 10% от общего объема импорта. Следующий за ним Caterpillarпо итогам 1 полугодия 2012 года имеет лишь 3,2%.

Катки с массой 12-16 тонн

За первые 6 месяцев текущего года импорт катков с массой 12-16 тонн составил 560 ед. техники превысив прошлогодний результат на 66%. В этой весовой категории также доминируют катки немецкого производства (48%). На втором месте расположилась техника из Китая (19,3%). Замыкает тройку стран-производителей Швеция, которая смогла получить 10,4%. Практически треть импорта (30,7%) составляют катки марки Hamm. Сразу за ним расположился Bomag, на долю которого пришлось 15,4% от всего количества ввезенных катков данной весовой категории. Третья строчка осталась за Dynapac, обеспечившего себе долю в 10,4%.

Катки с массой свыше 16 тонн

В 1 половине 2012 года на территорию нашей страны был ввезен 201 каток с массой свыше 16 тонн – результат в 1,5 раза лучше, чем годом ранее. Среди стран-производителей в данной весовой категории лидирует Китай с 46,3%. На втором месте расположилась Германия. Доля немецких катков в общем объеме импорта составила 25,4%. Франция с 12,9% остановилась на третьей позиции.Среди брендов лидером в данной категории является Shantui. Марка по итогам 1 полугодия заняла  18,9% от всего объема импорта. За ней расположился Hammс куском в 16,9% от общего пирога. На третьем месте еще один представитель Китая – XCMG, на долю которого приходится 15,9%. Далее следуют Caterpillar (13.4%) и Ammann (10.9%).


С 1 июля 2010 года в связи с образованием Таможенного Союза между Россией, Казахстаном и Беларусью торговля между этими странами перестала отражаться в официальной таможенной статистике, поэтому экспорт катков  будем рассматривать без участия данных стран. Как видно из рисунка, экспорт катков имеет нестабильный характер. В отличие от  импорта, падение объемов экспорта произошло еще в 2008 году, когда иностранным партнером (исключая казахов) было отправлено всего 26 катков. Следующие 3 года экспорт данной техники держался на уровне 27-28 катков в год. По итогам 1 полугодия 2012 года за рубеж было продано 19 катков – на 2 больше, чем годом ранее. Из них – лишь 7 произведено в России. Остальные 12 катков были выпущены за рубежом и завезены на территорию нашей страны ранее. Это еще раз доказывает, что на этом рынке доминирует импортная техника.Наибольшее количество катков было отправлено в ОАЭ (31,6% или 6 ед. техники), по 21% приходится на Узбекистан и Южную Осетию. 2 катка отправились в Абхазию. По 1 катку получили Туркмения, Украина, Армения.


Рис.4. Динамика экспорта катков, шт.


Подведем итоги. Катки иностранного производства составляют основу российского рынка, поэтому именно динамика импорта наилучшим образом отражает ситуацию в данной отрасли. Результат первой половины 2012 года (+14% к аналогичному показателю 2008 года) говорит о полном восстановлении рынка. Подождем конца года и подтвердим этот факт.



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация