Ответим
в течение
1 минуты
8 (800) 555-34-20
Звонок по России бесплатный!
Заказать звонок
С условиями обработки персональных
данных ознакомлен и согласен
Спасибо! Ваша заявка
отправлена успешно!

Импортозамещение в России, как метод стабилизации экономики

image Внимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

Как правило, термин «импортозамещение» применяют к различным странам или экономическим субъектам, которые по ряду причин решили в кратчайшие сроки снизить объем поступающей в государство импортной продукции. Чтобы создать эффективное импортозамещение, страны, как правило, увеличивают производственные объемы, развивают прибыльные отрасли. Слово «импортозамещение» также можно использовать в разговоре как о предприятиях, так и об экономических отраслях. Импортозамещение в России – это то, чему уделяют в данный момент особое внимание и стараются наиболее полно заменить импортные товары отечественными, теми, что произведены на территории нашей страны.

Какие преимущества дает импортозамещение в России

Развитие импортозамещения в России пришлось на 2014 год. Тогда против нашей страны западные государства ввели санкции. С 4 августа 2015 года началось создание правительственных комиссий по импортозамещению в России. Велось создание пакета нормативных актов, направленных на поддержку государством российского производителя.

Сейчас экономика в стране переживает не лучшие времена, поскольку наблюдается серьезный структурный кризис. Данная ситуация возникла в 2012 году, когда нефть серьезно упала в цене, а вместе с ней снизился и российский рубль. После того как тенденция стала понятна российскому правительству, были предприняты попытки увеличить внутреннее производство, началось составление плана импортозамещения в России, чтобы без особых потерь пережить кризисный период. В настоящее время российская продукция производится достаточно быстрыми темпами. Стоит цель достичь наиболее полного импортозамещения в России и увеличения объемов выпуска товаров.

Экономика любого государства, как правило, направлена на создание добавленной стоимости. Ранее Россия шла к желаемому результату, используя разные методы, однако не всегда достигала успеха. Если вспомнить самый удачный пример политики локализации, можно сказать о продвижении российского автопроизводства.

В начале 2000-х годов наша страна снизила таможенные пошлины на ввозимый автопром, поставив условие, что импортеры переведут часть производственных объемов в Россию. Государство подписало инвестиционные контракты, в которых были указаны определенные обязательства. Обычно сторона, производящая продукцию или услугу, обещает увеличение местной добавочной стоимости при условии выпуска товаров ежегодно в указанном объеме. При этом российское правительство использует нулевую пошлину на продукцию, необходимую для производственного процесса. Такими льготами сегодня пользуются почти все отрасли автомобильной промышленности.

С тех пор как Россия вступила в ВТО, льготная система должна была закончиться, поскольку постепенно таможенные барьеры стерлись бы. Кроме того, дестабилизация всей системы стимулирования произошла и в связи с тем, что обвалился российский рубль. Сейчас необходимо, чтобы отечественные и зарубежные производители пришли к соглашению, укрепив свои отношения.

Если рассматривать отрасль сельского хозяйства РФ, здесь выбрали иные методы. Россией было введено эмбарго, закрыт практически весь рынок продовольственных товаров, поступающих из других стан. Эти меры были приняты в связи с экономическими санкциями США и Евросоюза. При этом Россией были осуществлены масштабные меры относительно собственной сельскохозяйственной отрасли. Производители этой продукции получили поддержку во многом благодаря материальным ресурсам. Сегодня можно с уверенностью сказать, что, несмотря на экономический кризис, отрасли пищевой промышленности и сельского хозяйства стремительно растут и развиваются.

В вопросе импортозамещения появились нововведения, касающиеся зарубежных поставщиков, которые реализуют на отечественном рынке свою продукцию. Принятые меры являются потенциально опасными для них с финансовой точки зрения. В связи с вступлением в силу закона о промышленной политике в РФ (N 488-Ф от 31 декабря 2014 г.) был отменен ряд принципов госзакупок, принятых ранее. Если до этого у отечественных и зарубежных товаров были равные условия конкуренции, то в настоящий момент российский рынок ставит на первое место свою продукцию. Это может нанести значительный материальный урон зарубежным участникам, не имеющим на территории России налаженного производства.

Какую роль играет политика импортозамещения в России

При импортозамещении государство или вытесняет, или замещает зарубежные товары на российском рынке. Такую политику ведут, чтобы повысить национальную и экономическую безопасность государства. Здесь можно сказать о двух направлениях. Это:

  • Ситуации, когда в отношении отечественных экономических отраслей вводятся импортные протекционистские барьеры для снижения конкуренции с иностранными поставщиками и создания благоприятной среды для развития импортозамещения в России;

  • Ситуации, когда к отраслям отечественного производства, которые выпускают товары импортозамещения в России и конкурируют с западными аналогами, применяют косвенные и прямые субсидии, чтобы увеличить уровень конкурентоспособности национальной продукции и добиться сокращения импорта.

Нередко эти направления используют вместе. Например, чтобы развить машиностроительную отрасль, страна на 20 % повышает сумму таможенных пошлин на ввоз в Россию авто зарубежного производства, а также оборудования, чтобы снизить объем иностранных товаров в машиностроительной отрасли.

Вместе с тем часто используют льготное налогообложение на определенный промежуток времени для машиностроительной отрасли, а также различные льготы для компаний, занимающихся выпуском соответствующей продукции. Такие меры приводят к снижению издержек в отечественном производстве, дают возможность вступать в борьбу с зарубежными конкурентами и достигать в ней успеха. Как правило, когда внутреннее производство растет и укрепляется, политику импортозамещения постепенно перестают вести.

Отметим, что импортозамещение в России характеризуют с нескольких сторон, если учесть, что основная его цель – обеспечить экономическую безопасность страны. Импортозамещение в России ставит перед собой определенные задачи, главные из которых:

  • Придание отечественной экономике хороших конкурентоспособных свойств;

  • Повышение качества отечественной экономики в вопросе производства товаров для международного рынка по мировым стандартам;

  • Защита и развитие отечественных производителей;

  • Работа в целях ущемить интересы государства-экспортера;

  • Беспрепятственное получение запчастей, материалов, сырья импортного производства.

В современном российском государстве применяют свои инструменты, позволяющие реализовывать импортозамещающую политику. Речь, в частности идет:

  • О введении высоких пошлин;

  • О формировании перечня продукции, которую запрещено ввозить;

  • О квотировании и лицензировании;

  • Об административном и экономическом стимулировании организации совместного производственного процесса.

Отметим, что «запрет импорта» как инструмент, применяемый для того, чтобы защитить национальную безопасность, появился довольно давно. Так, в XVIII веке в Англии на время запрещали ввозить шелковые ткани, ленты и кружева, оружие, обувь, посуду и другие изделия. В XVII–XVII веках (эпоха меркантилизма) страна стремилась наладить собственное производство, а потому относительно некоторых товаров действовали запреты на ввоз. При этом практически всегда удавалось обойти закон за счет контрабанды или получения отдельной лицензии в коррупционном обществе.

Запретительные меры стали широко применять в нашей стране примерно с конца XVII века. Когда появлялась каждая новая мануфактура, те или иные зарубежные товары исчезали с рынка. В России начали работать над тем, чтобы производство стало более конкурентоспособным, и это принесло свои плоды. В 1821 году запретили импорт 167 единиц продукции, в 1867 году под запретом остались только соль и руда.

В эпоху социализма в России трудно было говорить о зарубежных поставщиках и товарах, поскольку страна избрала тогда в торговой отрасли путь монополии. Безусловно, связи с другими странами были, но они носили больше формальный характер и велись из политических соображений.

После распада СССР торговая политика ставила перед собой цель не защитить национальное производство, а наполнить внутренний рынок. Далее, с 1993 года, когда Россия подала заявку на вступление в ВТО, ведение и внешнеторговой, и таможенной политики осуществлялось по нормативно-законодательным актам, адаптированным к требованиям ВТО. Из-за этого наблюдалось снижение конкуренции фирм, работающих в России, что не улучшало их позиции на международном рынке.

После проведения всех реформ в стране начали оказывать поддержку отечественному производителю. В 1998 году был принят Федеральный закон от 14 апреля 1998 года, где говорилось о защите экономических интересов России при ведении внешней торговли. В 2003 году был принят ФЗ о мерах по защите и антидемпингу при импорте продукции. Было решено создать комиссию Российского Правительства в отрасли внешних торговых отношений. В период с 2000 по 2007 годы проводились расследования по 35 продуктам и группам товаров. Относительно множества видов продукции эксперты выявили нарушения интересов отечественного производителя.

У внешнеторговой сферы применительно к России есть и плюсы, и минусы. Сырье и энергоресурсы экспортируются, благодаря чему происходит формирование средств для импорта продовольственной продукции и недорогих товаров потребления. Наблюдается вытеснение с рыночной отрасли продукции отечественных производителей, некоторые вынуждены прекращать выпуск товаров.

Можно сказать, что в настоящее время мы не готовы к полному импортозамещению в России, стратегическая конкурентоспособность экономики является недостаточной. В данный момент страна занимает на мировом рынке определенное положение, учитывая которое, нельзя сказать, что получится достичь высоких производственных объемов.

Требуется перейти к использованию инновационной модели экономического развития, а на это, как считают аналитики, уйдет порядка двадцати лет. Таким образом, сегодня в товарной структуре отечественного импорта должны присутствовать различные элементы развития. Речь идет о всевозможных ноу-хау, патентах, технологическом оборудовании. Товарам, выпущенным с использованием этих параметров, необходимо обеспечить хорошие условия существования и продвижения на внутреннем рынке.

Как проявляется политика импортозамещения в России в сфере госзакупок

Среди наиболее эффективных и мощных инструментов для стимулирования производственного, любого политического и экономического процесса можно выделить государственный заказ. В данный момент именно этим инструментом пользуются прогрессивные государства в мире. В нашей стране государство инициировало массовое импортозамещение, а потому выступает в качестве активного и крупного закупщика. Импортозамещение в России в государственных закупках регулируется государственным правом, которое закреплено в Законе о системе контрактов. Согласно ему у нашей страны есть возможность в любой момент наложить ограничения на импорт любых услуг и продукции.

Существует постановление Российского Правительства от 24 декабря 2013 года об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, поставляемых из-за рубежа, для обеспечения обороны и безопасности страны (ред. от 18.07.2016). Действие документа понятно. В нем сказано о том, что Россия может закупать различное импортное оборудование, но только в том случае, если в стране отсутствуют аналоги. Даже если аналоги в стране есть, закупку можно осуществить в соответствии с Постановлением, но лишь при условии проведения дополнительных проверок.

Есть также Постановление Правительства от 14 июля 2014 года (ред. от 09.06.2016), где сказано о запрете на допуск отдельных типов продукции в машиностроительной отрасли, поставляемой из-за рубежа для обеспечения нужд муниципального и государственного характера. Логика документа проста. На закупки продукции за рубежом наложен запрет. При этом не важно, есть ли в России соответствующие аналоги. Если необходимый продукт имеется в списке Постановления, можно осуществить закупку на территории России или таких стран, как Белоруссия, Армения, Казахстан. Если же продукции в списке нет, в соответствии с политикой импортозамещения государство может провести проверки.

Надо сказать и о Постановлении Правительства от 11 августа 2014 года (ред. от 17.02.2016), в соответствии с которым установлен запрет на допуск продукции в сфере легкой промышленности, поступающей из-за рубежа, для осуществления закупок, удовлетворяющих федеральные нужды. Начало действия Постановления – 1 сентября 2014 года. С этого дня действует запрет на импорт всей продукции из списка. В документе есть две части, первая из которых говорит о запрете на допуск зарубежных продуктов легкой промышленности, а вторая – о дополнительных требованиях к тем, кто закупает соответствующие товары импортозамещения в России. Постановления отличаются друг от друга тем, что в соответствии с первой частью учитываются лишь государственные заказчики на федеральном уровне, а в соответствии со второй – другие участники программы.

Также существует Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 года (ред. от 02.06.2015, от 22.04.2016), где говорится об ограничениях допуска отдельных видов продукции медицинского типа, поступающих из-за рубежа, для закупки в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ограничение работает просто. Если, когда выполняется заявка по закупкам, в торгах присутствуют конкуренты (это могут быть как производители, так и импортеры), то фирмы с иностранными предложениями не участвуют в сделках, так как им не дают допуска. При этом в перечне Постановления есть данные о производителях в сфере медицины и фармацевтики.

Какая поддержка импортозамещения действует в России в сфере малого и среднего бизнеса

Чтобы выпускать товары импортозамещения в России, государство делает ставку в том числе на предпринимателей, работающих в среднем и малом бизнесе. Чтобы их поддерживать, российское правительство занимается разработкой ряда программ, основные и наиболее востребованные из которых – это, к примеру, программа по импортозамещению в сельскохозяйственной отрасли, предусматривающая субсидирование расходов на покупку специализированной и необходимой для данной отрасли техники.

Когда отечественные фермеры получают возможность покупать все требуемое для производственного процесса с 25-30 %-ной скидкой, борьба с иностранными фирмами и масштабными компаниями-аграриями становится равной. Не стоит забывать и об эффективных инструментах, позволяющих поддерживать малое предпринимательство. Здесь следует сказать о федеральных и региональных фондах по кредитованию, позволяющих выходить на новые уровни и увеличивать квоты для бизнеса до 15 % в госзакупках.

Перспективы для малого и среднего бизнеса в области импортозамещения в России

Предпринимая ответные действия на введение санкций со стороны Запада, наша страна полностью запретила ввоз товаров из таких стран, как США, Норвегия, Канада, Австралия, государств Евросоюза. Помимо этого, чтобы добиться более эффективного импортозамещения в России в санкционной обстановке, потребовалось немного откорректировать ставки по таможенным пошлинам и всю систему государственных закупок.

Когда Россия предприняла эти действия, малому и среднему бизнесу предоставили новые возможности для развития импортозамещения в России, так как предприниматели смогли попробовать свои силы на освободившейся части рынка. У малого и среднего бизнеса в России есть все шансы выйти на новый уровень, поскольку перечень продукции, запрещенной к ввозу на территорию нашей страны, очень и очень обширен.

Большие шансы на успех есть и у предпринимателей, занимающихся производством строительных и ремонтных материалов. Те, кто выпускает сухие строительные смеси, добавки в бетон, краски, грунтовки, гидроизоляцию, получает дополнительные возможности для роста. Если компания является партнером какой-либо масштабной организации, занимающейся разработкой инновационного проекта, у нее есть перспективы проводить диагностирование, апробацию и рекламу образцов новых продуктов.

Отдельно следует сказать о ряде отраслей в сельском хозяйстве. Производители мяса (свинины и говядины), молочных продуктов и сыра, животных жиров, яблок, овощей и других фруктов получают дополнительные привилегии и имеют большие перспективы развития в импортозамещении в России. Самое выгодное положение в данный момент – у предпринимателей южных и центральных российских регионов (Волгоградская, Астраханская область, Краснодарский край) – словом, областей, на территории которых природа наиболее благоприятна для развития сельского хозяйства.

Что представляет собой программа импортозамещения в России до 2020 года

Российское правительство задумалось о развитии сельского хозяйства и безопасности в данной сфере еще в 2012 году. Одним из ключевых вопросов в рамках государственной программы развития сельхозотрасли на 2013–2020 годы стало импортозамещение в России. Но в связи с введением санкций со стороны Запада Правительство вынуждено было взглянуть на данный вопрос шире и задуматься о формировании масштабной программы, которая охватила бы множество сфер импортозамещения в России.

При этом в рамках правительственного плана импортозамещения в России была выпущена Госпрограмма № 320 о развитии промышленной сферы и повышении уровня конкурентоспособности в ней, а далее – и другие акты законодательства, основной задачей которых явилось формирование более четкой позиции государства в импортозамещении в России. Рассмотрим все документы подробнее.

Создание Госпрограммы № 320 о развитии промышленности и повышении уровня ее конкурентоспособности от 15 апреля 2014 года велось с целью регламентирования процессов развития в производственной сфере в России. Государственная программа дает информацию о том, как нужно грамотно распределять финансовые ресурсы, в которых нуждается отечественная промышленность для своего роста.

Очень важен следующий момент: в этом документе сказано о правовой стороне импортозамещения в России. При этом в нем нет сведений о том, что конкретно нужно делать, чтобы реализовать импортозамещение в России. В основу Госпрограммы положен перечень задач и целей, а также критериев успешности достижения успеха, сказано об исполнителях, ответственных за процесс, и тех, кто наблюдает за ним.

1) Цели импортозамещения в России:

  • Создание сбалансированного промышленного производства в стране с отличными конкурентными качествами;

  • Разработка и применение передовых технологий в импортозамещении промышленности в России;

  • Создание индустрии, целью которой является обоснование на новых рынках инновационных товаров импортозамещения в России.

2) Ожидаемые результаты импортозамещения в России к 2020 году:

  • Развитие инфраструктуры, которая позволила бы продуктивно работать различным инновационным производствам;

  • Формирование и достижение качественной системы, направленной на поддержку спроса;

  • Создание новых квалифицированных рабочих мест;

  • Окончательная модернизация технологической базы;

  • Улучшение эффективности на производствах для достижения хороших конкурентных качеств на мировом рынке;

  • Завершение разработки техрегламентов и нацстандартов для устранения преград в торговой сфере импортозамещения в России;

  • Увеличение количества запатентованных технологий, разработанных с применением мировых стандартов и успешно внедренных в практическую деятельность.

3) Методы достижения результатов:

  • Создание условий для вывода на рынок инновационных товаров импортозамещения в России, устранение регуляторных барьеров;

  • Создание инновационной инфраструктуры для развития новых сфер торговли;

  • Фокусирование государства на вопросе стимулирования возрастания спроса в потребительской отрасли;

  • Стимулирование конкурентных свойств, проведение исследований в промышленной отрасли с опорой на сектор инвестиций;

  • Сохранение текущих позиций в отрасли метрологических измерений, создание системы техрегулирования.

3) Методы измерения достигнутых результатов:

  • Показатели индекса производства в промышленной отрасли к предыдущему году;

  • Расходы на применение технологических инноваций в общем количестве отгруженной продукции;

  • Процент компаний в сфере промышленности, которые работают с организационными, маркетинговыми и технологическими инновациями, в общем количестве исследованных компаний;

  • Вывоз высокотехнологичной продукции российского производства;

  • Расходы на проведение исследований и разработок из внебюджетных и бюджетных средств.

Каким будет импортозамещение в России в 2017 году

В течение 2017 года показатели импортозамещения в России находятся в пределах 30 %. Это значит, что все услуги и продукция российского производства вместе составляют лишь 30 %. Закупка всего остального происходит за границей. В конце 2017 года показатель может стать ниже, но не благодаря увеличению выпуска отечественной продукции, а вследствие уменьшения импорта, из-за чего в России и образуется дефицит.

Аналитики считают, что среди наиболее перспективных отраслей импортозамещения на сегодняшний день можно выделить:

  • Строение танков – согласно полученным данным показатели по импорту составляют свыше 90 %;

  • Отрасль тяжелого машиностроения;

  • Производство текстильной продукции;

  • Сферу электронной промышленности;

  • Медицину и фармацевтику.

Достичь результативного импортозамещения в России в вышеперечисленных сферах можно, если производительные мощности будут высокими. Кроме того, необходимо создать предприятия и компании с хорошими конкурентоспособными качествами, способными разрабатывать качественную продукцию и вести грамотное ценообразование. Далее импорт может быть снижен, если новые технологии развивать, и этот процесс будут регулировать и стимулировать.

Минпромторг РФ считает, что, если грамотно вести политику по импортозамещению в России, к 2020 году можно достичь снижения импорта в ряде различных отраслей с 90 % до 50 %. Применительно к некоторым сферам импортозамещения в России показатели вполне могут быть более высокими.

Надо отметить, что введение санкций стало не угрожающим российской экономике фактором, а скорее стимулом к развитию импортозамещения в России. Российское правительство отреагировало на действия Запада, введя запрет на ввоз ряда продуктов из стран Евросоюза и США. На законодательном уровне оказались недопустимыми поставки мяса коров и другого крупного скота, рыбы, птицы, свинины, некоторых ракообразных, сыра, колбасы, фруктов и овощей. Как следствие – аграрии смогли наиболее полно проявить себя и добиться высоких показателей в работе.

Основные направления импортозамещения в России в отрасли сельского хозяйства – селекция коров (применяется трансплантация эмбрионов), выращивание и выпуск семян, садоводческая и овощеводческая деятельность, а также рыбопереработка. Средний и малый бизнес также получил возможность реализовать себя, поскольку избавился от западных конкурентов.

По мнению экспертов, все шансы на успешное развитие импортозамещения в России есть у малого и среднего бизнеса. Данные отрасли импортозамещения в России могут продуктивно работать в тех регионах, где уровень конкуренции минимален. Так, к примеру, те, кто производят продукты, стали работать с большим энтузиазмом благодаря возможности размещать свои товары в супермаркетах – их владельцы быстрее идут навстречу предпринимателям, нежели раньше. Возникает вопрос – способны ли мелкие фирмы к обеспечению необходимого объема и качества товаров импортозамещения в России?

По предположениям у крупного бизнеса появится желание наладить сотрудничество с малыми фирмами. Однако ситуацию нужно оценивать объективно. Если рассматривать среднее и малое предпринимательство, здесь наблюдаются более низкие показатели производства труда. Что касается качества, оно не всегда находится в соответствии со стандартами. Здесь присутствуют небольшие производственные объемы, что также важно.

Свыше 80 % работающих в данный момент компаний представляют собой не очень большие организации, которые можно отнести к малому бизнесу. Следует в сжатые сроки позаботиться о создании благоприятных условий для развития небольших компаний и оказывать им помощь на федеральном уровне.

Список товаров для импортозамещения в России в различных отраслях

Перечень импортозамещающих товаров в сельскохозяйственной отрасли возник одним из первых в числе других сфер. Чтобы законодатель ввел ответные санкции, потребовалась пара недель. Также был опубликован достаточно большой список готовых товаров и сырья, которые мы прекратили приобретать у тех, с кем ранее сотрудничали. В страну по инициативе государства перестали завозить мясо, рыбу, молоко, фрукты и овощи из таких стран, как Австралия, Норвегия, США и Австралия. Все это открыло большие возможности для наполнения ниши данного сегмента производителей в России.

Этот список утвердило Правительство в своем Постановлении от 19.12.2014 № 1421 об изменениях в Госпрограмму развития сельскохозяйственной отрасли импортозамещения в России и регулирования рынков сельхозпродукции, продовольствия и сырья в 2013–2020 годах.

Импортозамещение пищевых продуктов

1) Мясо:

  • Свежее, охлажденное и замороженное мясо крупного скота, охлажденная или замороженная, а также свежая свинина, замороженные, свежие или охлажденные субпродукты и мясо домашней птицы, замороженное или охлажденное мясо домашних уток, кур, гусей и цесарок, субпродукты и части тушек;

  • Соленое, сушеное или копченое, а также мясо в рассоле, обваленное и необваленное мясо крупного рогатого скота, пищевая мука грубого и тонкого помола из мяса и мясных субпродуктов.

2) Рыба и морепродукты:

  • Живая, свежая или охлажденная рыба, рыбное филе, различное рыбное мясо, в том числе фарш, соленая, копченая или сушеная рыба, а также в рассоле;

  • Лососевая и камбалообразная рыба, сельдь, тунец, анчоусы, кильки, шпроты и сардины, ставрида, скумбрия, рыба-меч, сом, тилапия, латес нильский, змееголов, карп, угорь;

  • Мука из рыбы (тонкий и грубый помол), а также съедобные рыбные гранулы;

  • Ракообразные и раки (в панцире и без) в охлажденном и неохлажденном, свежем, мороженом, сушеном, соленом виде или в рассоле с тепловой обработкой или в процессе копчения;

  • Мука из съедобных ракообразных (тонкий и грубый помол);

  • Моллюски в раковинах и без в свежем, живом, мороженом, охлажденном, сушеном или соленом виде, а также в рассоле;

  • Копченые моллюски в раковинах и без, после тепловой обработки и без нее, до или в период копчения;

  • Мука из моллюсков (тонкий и грубый помол), съедобные гранулы, годящиеся к употреблению.

  • Беспозвоночные в живом, свежем, мороженом, охлажденном, сушеном или соленом виде, а также в рассоле;

  • Беспозвоночные копченые, живущие в воде, после тепловой обработки или в период копчения;

  • Мука (тонкий и грубый помол) и гранулы, основа для производства которых – водные беспозвоночные.

3) Молоко и молочная продукция:

  • Сливки и молоко (свежие и свернувшиеся); пахта, кефир и прочие молочные продукты с сахаром и без, с добавками для более интенсивного вкуса и аромата и без, с фруктами, какао и орехами и без них, сыворотка из молока;

  • Продукция из натурального молока и его компонентов с сахаром, подсластителями и без, масло (сливочное), всевозможные масла и жиры из молочных продуктов, пасты из молока;

  • Творог и различные сорта сыра.

4) Овощи, корнеплоды и клубнеплоды:

  • Помидоры и картофель; лук (порей, шалот, репчатый) и другие овощи луковичного типа;

  • Капуста (цветная, кольраби, листовая и кочанная), различные съестные овощи вида Brassica; цикорий и салат-латук;

  • Репа, столовая свекла, морковь, корневой сельдерей, редис, козлобородник и другие съедобные корнеплоды, корнишоны и огурцы;

  • Лущеные и нелущеные овощи семейства бобовых, консервированные для кратковременного хранения и сушеные овощи, а также нарезанные на куски, ломтики, измельченные и в порошковом виде без термической обработки;

  • Бобовые сушеные и лущеные, неочищенные и с семенной кожурой, неколотые и колотые;

  • Маранта, салеп, маниок, груша земляная, батат, различные клубне- и корнеплоды, в которых содержится большое количество инулина или крахмала;

  • Другие овощи (сельдерей, баклажаны, спаржа, грибы, перец стручковый, артишоки, шпинат, оливки или маслины, кабачки и тыква, другие тыквенные и салатные овощи, кукуруза сахарная, фенхель и каперсы);

  • Консервированные овощи, имеющие небольшой срок годности, но в подобном виде не годящиеся для употребления.

5) Фрукты и орехи:

  • Кокосовые и бразильские орехи, кешью, сушеные или свежие, со скорлупой или без, с кожурой и без; другие свежие или сушеные орехи со скорлупой и без, с кожурой и без;>
  • Свежие и сушеные бананы (в том числе плантайны), финики и инжир, гуава, авокадо или ананасы – плоды в сушеном и свежем виде;

  • Сушеные или свежие цитрусовые плоды;

  • Свежий или сушеный виноград, дыни и арбузы, а также папайя (все свежее);

  • Свежие груши, яблоки, айва; вишня, черешня и абрикосы, нектарины и персики, терн и сливы;

  • Орехи и фрукты после тепловой обработки и без нее, отваренные или паровые, с сахаром и без, а также законсервированные на определенный промежуток времени орехи и фрукты;

  • Сушеные фрукты, ореховые смеси;

  • Другие фрукты (речь идет о клубнике, землянике, малине, ежевике, красной, белой и черной смородине, крыжовнике, чернике, клюкве и других ягодах Vaccinium, дуриане, хурме, киви, анакардии, тамаринде, саподилла, джекфрут, карамболе, питайе);

6) Колбасы:

  • Продукция, основа для приготовления которой – мясопродукты, в том числе печень, сухая и пастообразная колбаса;

  • Готовая продукция, включающая в себя творог и сыры, основа которых – растительные жиры.

Импортозамещение в машиностроении

В 2016 году Правительство РФ и Минпромторг приняли решение о создании Комиссии в сфере импортозамещения в России. Утвердив соответствующий ряд документов, Минпромторг создал свод требований и условий, по которым импортозамещение в машиностроении представилось возможным. Главным правилом стала согласованность при импортозамещении в России с Правительственной Комиссией.

Цель комиссии – дать аналогам востребованных отечественных продуктов «вторую жизнь» и предотвратить ввоз из-за рубежа. Комиссия не ущемляет права на импорт и готова предоставить информацию о возможном импортозамещении в России. Нельзя с большой уверенностью сказать, что импорт из зарубежных стран не реализован в полной мере, ведь на практике мы видим, что Комиссия нацелена на повышение продаж отечественных товаров импортозамещения в России.

Представим вам перечень изделий, разрешенных для импорта из зарубежных стран. Речь идет о:

  • Цистернах, резервуарах, прочих емкостях из металла;

  • Генераторах переменного тока (синхронных генераторах) (мощность которых должна быть выше 100 МВт);

  • Установках генераторных с двигателями с искровым зажиганием и прочих генераторных установках;

  • Электрических вращающихся преобразователях (мощность которых должна быть выше 100 МВт);

  • Турбинах на водяном паре и прочих паровых турбинах (мощность которых должна быть выше 100 МВт);

  • Газовых турбинах, кроме турбореактивных и турбовинтовых (мощность которых должна быть 16 МВт и выше);

  • Суднах и об аналогичных плавучих средствах для перевозки людей или грузов (с водоизмещением более 10 тыс. тонн);

  • Судах рыболовных и прочих судах специального назначения (водоизмещением более 10 тыс. тонн);

  • Платформах плавучих или погружных и инфраструктурных;

  • Силовых установках и двигателях летательных или космических аппаратов;

  • Наземных тренажерах для летного состава и их частях;

  • Вертолетах и самолетах;

  • Космических аппаратах (в том числе о спутниках) и ракетах-носителях.

Полный список товаров для импортозамещения в России, закупка которых невозможна без одобрения Правительственной комиссии, можно изучить, зайдя на официальный интернет-портал Государственной системы правовой информации.

Импортозамещение в сфере программного обеспечения

Если сравнивать отрасли сельского хозяйства и информационные технологии, то, конечно, понятно, что импорт продукта из-за рубежа в первом случае ограничивается эмбарго почти полностью, благодаря чему все продукты упорядочены и организованы в систему. Тогда как с отраслью IT дела обстоят гораздо сложнее. К примеру, Россия не может отказаться от зарубежных технологий, так как импортирует огромное количество тех, создание которых невозможно у нас из-за слабости страны в сфере информационных технологий.

Государство выбрало иной путь. 15 ноября 2015 года было принято решение разработать «Реестр отечественного программного обеспечения», выполняющий собирательную функцию и создающий готовые информационно-технологические проекты, которые в дальнейшем смогут участвовать на аукционах различных госзакупок. Эти проекты являются приоритетными среди различных программных обеспечений.

Постановление от 16 ноября 2015 года № 1236.

В Постановлении говорится о запрете допуска иностранных программных обеспечений в муниципальные и государственные организации. Также оно предусматривает вариант установки иностранного ПО при отсутствии отечественного программного обеспечения, которое нужно реализовать в срочном порядке. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок» предусматривает отправку запроса с точно названными причинами необходимости установки ПО в соответствующие органы.

Что сделано у нас в России по импортозамещению в 2016 году

Тульская область.

Поставка на рынок картофеля, свеклы и капусты производится сельскохозяйственным угодьем «ЖАК». На рынок поставляется примерно 1/3 всей продукции фермерского хозяйства. За одиннадцать лет работы на рынке площадь обрабатываемой земли увеличилась более чем на 80 %.

Исследования показателей урожая помогли специалистам определить, соответствует ли урожайность среднестатистическим показателям. Выяснилось, что отрасль фермерского хозяйства развивается с удивительной скоростью. Производимые продукты хранятся в специальных хранилищах, оборудованных по европейскому стандарту.

Московская область.

«Русский пармезан» – недавно появившееся предприятие по производству сыра. Работая всего около двух лет, сыроварня заявила о себе как о компании, производящей продукты по европейскому стандарту. Фирма занимается выпуском йогуртов, сыров и других молочных товаров импортозамещения в России. Цена на продукты устанавливается согласно регламенту компании. Главным мотивирующим фактором при создании сыроварни явилась конкурентоспособность на отечественном рынке сыров, потому как предпочтение отдавалось производителям из разных стран мира.

Пензенская область.

Компания «Зеленый дом» – один из ярких примеров востребованности на отечественном рынке. Данная фирма является обладателем теплиц по всей стране и имеет возможность снабжения российского рынка десятками миллионов роз. Санкции по импортозамещению в России никак не отразились на работе организации. Обучение специалистов происходило в Голландии. Этот процесс был необходим для улучшения работы сотрудников компании. В будущем фирма планирует выращивать и другие растения для экспорта в ряд мировых государств.

Краснодарский край.

«Адлерский чай» — компания, выращивающая чай со времен СССР. Климат в Краснодарском крае позволяет выращивать и орехи, и овощи, и фрукты.

Но компания не может гарантировать большой объем продаж. Сейчас он оставляет порядка 22 млн рублей. Владельцы планируют увеличение уже имеющейся площади вдвое, что дает определенную гарантию на увеличение прибыли. Также планируется постройка нового тепличного комбината.

Ленинградская область.

Влияние западных технологий на производство отечественных товаров импортозамещения в России крайне благоприятно сказалась на российской компании «Велле». Продукция для правильного питания стала визитной карточной этой фирмы. Она занимается выпуском йогуртов, десертов, коктейлей, готовых завтраков и других не менее полезных продуктов. Предприятие ежегодно зарабатывает около 44,2 млн рублей, благодаря чему окупаются всевозможные затраты на производство.

Появление страусиной фермы во многом повлияло на экономическое положение региона. Продажа яиц страуса, мяса птиц и сувениров из перьев и кожи приносит прибыль именно благодаря таким фермам. Для покупки экзотического мяса страуса нужно предварительно записываться. Это требуется, чтобы контролировать соотношение продукт/покупатель. Цена мяса за 1 килограмм составляет примерно 1790 рублей. Из-за востребованности страусиного мяса ферма не находится в убытке, а наоборот, имеет колоссальный успех в продажах.

Пензенская область.

Агрофирма «Раздолье» специализируется на выпуске различных сортов клубники. Продается эта ягода по гораздо более выгодной стоимости, нежели иностранная аналогичная продукция. Фирма отвечает за хорошее качество продукта и старается устанавливать максимально доступные цены. Но стоит отметить, что низкая цена продукции не отражается на доходах компании. За сезон фирма получает в два раза больше, чем тратит на содержание производства.

Импортозамещение в России – не лучший вариант в плане перспектив для молодого предприятия. Развивать и укреплять бизнес можно благодаря реализации возможностей страны. Правильное использование имеющихся ресурсов гарантирует продвижение бизнеса на российском рынке.

Импортозамещение в госкорпорациях: список продукции и товаров

В 2014 году обязанностью всех крупных федеральных компаний стали публикация своих проектов по импортозамещению, представление перечня импортируемых товаров и продуктов. «Газпром» и РЖД также не остались в стороне. Эти компании одними из первых начали размещать на своем официальном сайте список товаров для импортозамещения в России. Это было сделано для того, чтобы подтвердить готовность производить закупку продукции у отечественных производителей. С 2014 года компании обновляют списки товаров для последующей проверки.

Госкомпания заранее предупреждает о своей финансовой устойчивости, благодаря которой средний и малый бизнес позволяет рассматривать долгосрочные перспективы на спрос своей продукции и следовать установленным требованиям качества, предъявляемым крупными закупщиками.

ПАО «Газпром».

После публикации своей программы «Газпром» произвел огромную по объемам скупку отечественных труб для улучшения производства. После этого процесса ФАС наблюдает за организацией. «Газпром» дал обещание и дальше проводить закупку деталей на отечественном рынке, поскольку это может помочь вывести экономический рынок страны на новый уровень. Также это способствует улучшению качества производимой продукции на территории Российской Федерации.

ОАО «РЖД».

Стараясь не отстать от других предприятий, РЖД опубликовал перечень товаров для импортозамещения в России с последующими его дополнениями. У имеющейся информации обнаружили недостаток – невозможен поиск товаров по нужной категории, что в 2015 году казалось странным. Позже была организована выставка в Москве, на которую были привлечены отечественные производители товаров, относящихся напрямую к импортозамещению в России.

ПАО «Ростелеком».

Компания «Ростелеком» может обеспечить себя необходимыми ресурсами для реализации своей деятельности. Поставщики компании «Ростелеком» выбираются согласно грамотно разработанному алгоритму. Жесткий отбор гарантирует половину успеха программ импортозамещения в России. Требуется проведение тщательного анализа кандидата, в том числе посещение будущего поставщика компании-нанимателя. Оценивание кандидата завершается после выставления баллов. При наборе определенного их количества компания получается право стать поставщиком для «Ростелеком».

Какие проблемы импортозамещения существуют в России сегодня

Россия зависит от иностранных технологий, цены на которые очень и очень высоки. Это основная проблема, из-за которой достаточно сложно повысить качество и увеличить объемы выпуска продукции. Также невозможно осуществление программы, разработанной Правительством РФ. Приведем примеры наиболее проблемных вопросов.

Минпромторг России, оценив продукцию для импорта, пришел к выводу, что вычислительная техника и оборудование телекоммуникаций имеют высокий спрос, благодаря чему произошел стремительный рост их цен. Это говорит о положительном эффекте в деле выпуска товаров импортозамещения в России. В настоящий момент отечественные компании готовятся к разработке аналогов в сфере радиоэлектроники. Но высокая стоимость запчастей, приобретаемых в других странах, предполагает возможный низкий спрос. В этом остается надеяться только на государственный сектор.

Нефтегазовая отрасль показывает, насколько зависима наша страна от иностранных технологий. Так как отрасль нефти и газа развивается очень медленно, из длительного создания программы реализации становится понятно, почему компании пренебрегают отечественными разработками. Поэтому мы делаем вывод, что быстрого изменения этих процессов не произойдет.

Одной из главных проблем является также вложение средств и сил в не вполне современные технологии. Из-за этого российская экономика развивается медленнее. Использование зарубежных технологий и производств предполагает уже завершенный цикл продукта на мировом рынке. Для западных компаний лучшим способом развития своего бизнеса является приобретение производства, отвечающего всем мировым тенденциям, а не попытка инвестирования в усовершенствование предприятия. Надежность в этом отношении можно отнести к совместным предприятиям, позволяющим встраивание в мировые производственно-технологические цепочки, для которых модернизированные производства и продвижение на мировом рынке, выпуск конкурентоспособной продукции являются главными задачами.

По мнению экспертов, основными препятствиями для экспорта, решения проблем с импортозамещением в России и для роста конкурентоспособности предприятия являются:

  • Отсутствие поддержки государства в создании проекта для экспорта за рубеж, благодаря чему стимуляция производства товаров для экспорта и импорта не производится в нужной мере, приводя к малоэффективности;

  • Трудный доступ к существующим мерам государственной поддержки и недостаточная подготовленность предприятия;

  • Неспособность продвигать продукцию для экспорта в России (сырье, материалы комплектующие, запасные части систем и т. д.);

  • Трудности кредитования в производстве и экспорте, противоречия в характере государственной политики о кредитовании реальных секторов в экономики России;

  • Отсутствие достаточного опыта для успешности в сфере внешних экономических деятельностей у большей части предприятий в отрасли машиностроения на фоне чрезмерных формальностей, разрешительных и таможенных процедур, неспособности получать информацию (о рыночных конъюнктурах, о возможных сотрудниках, об ограничении импортозамещения в России и т. д.);

  • Слабость в стимулировании предприятий, работающих в научных и инновационных сферах, неполное осознание того, как важны патент, обеспечение защиты авторских прав при экспорте продукции;

  • Пассивность в работе над увеличением числа присутствующей отечественной продукции на рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки;

  • Нехватка профессионально обученных сотрудников в различных сферах, подготовка которых требует от 8 до 11 лет (с учетом получения высшего специального образования и практики в высокотехнологичных научно-производственных учреждениях).

Государство способствует обеспечению благоприятных условий, благодаря которым отечественные производители могут реализовать себя в импортозамещении в России. Важность конкурентоспособности не уменьшается. Наоборот, предприятия обязаны обратить внимание на качество выпускаемой продукции, сообщив тем самым, что вхождение продукции на рынок должно обеспечивать не только государство, но и само предприятие.

После принятия государством политики импортозамещения в России условия, которые временно создаются, должны предполагать обязательные работы по модернизации и апгрейду предприятия. Также проводятся мероприятия по увеличению качества выпускаемой продукции. Результат представленной политики должен способствовать последующему увеличению конкурентоспособности, безопасности доступности на российском экономическом рынке.

Импортозамещение в России подразумевает положительный эффект, действие которого должно ощущаться производителем, государством и потребителем.

Грамотность в разработке и реализации политики импортозамещения в России должна привести к следующим результатам:

  • Повышение конкурентоспособности среди предприятий одной страны;

  • Стимулирование притока вложений из других стран;

  • Создание новых рабочих мест (также и высокотехнологичных);

  • Увеличение доходов и благосостояния населения;

  • Стимулирование экономического роста;

  • Решение проблем, связанных с импортом товаров и продуктов;

  • Обеспечение экономической и продовольственной безопасности государства.

Знания о самом проекте и о возможностях и средствах на этот проект помогут вам его успешно реализовать.

Оценивание статистики рынка товаров и услуг требует изучения большого объема информации, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

Наибольший авторитет наша компания завоевала в следующих отраслях:

  • Коммерческий транспорт и спецтехника;

  • Стекольная промышленность;

  • Химическая и нефтехимическая промышленность;

  • Строительные материалы;

  • Медицинское оборудование;

  • Пищевая промышленность;

  • Производство кормов для животных;

  • Электротехника и другие.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:

  1. Точность предоставления данных. Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчёты рыночных показателей и долей рынка участников;

  2. Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности»;

  3. Заказчик имеет возможность получить часть данных бесплатно в форме предварительной экспресс-оценки рыночной ниши. Это помогает сориентироваться в ситуации и решить, стоит ли изучать глубже;

  4. Мы не только рассказываем о рыночной нише заказчика, но и подсказываем, какие близкие ниши. Даем возможность вовремя найти решение – не замыкаться на своем товаре, а обнаружить выгодные новые ниши;

  5. Профессиональная консультация с нашими отраслевыми менеджерами на всех этапах сделки. Мы – создатели данной ниши анализа экспорта-импорта на основе таможенной статистики, наш почти 20 летний опыт – залог эффективного сотрудничества.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20 или просто заказать звонок на сайте.

Заказать обратный звонок

image Внимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2024. Все права защищены.

Вся полезная информация

Позвонить бесплатно