Исследование рынка шоколада в современных экономических реалиях

Исследование рынка шоколада в современных экономических реалиях

image Внимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

Аналитики отметили, что объемы производства шоколада в нашей стране существенно возросли к началу 2016 года, что позволяет выдвигать предположения о том, что в этой сфере отечественной экономики в ближайшее время произойдут серьезные перемены. Возможно, питать надежды слишком преждевременно, ведь цены на сырье еще не достигли стабильности, да и спрос на шоколад пока оставляет желать лучшего. Мы попытаемся провести небольшое исследование рынка шоколада и оценить все имеющиеся факторы.

Исследование рынка шоколада в России

Изготовление шоколада в России зародилось в самом начале XIX столетия. Нынешние производители отнюдь не новаторы. Многие из них пытаются следовать традиции шоколадоделания, которая существует уже более 200 лет. Не так много направлений в бизнесе может похвастаться такой длинной историей.

К сожалению, одного желания следовать традиции зачастую недостаточно. Множество факторов современной мировой экономики заставляет отступать от привычных рецептов в поисках выгодных компромиссов. Почти на всех производствах идет отказ от закупок африканских какао-бобов по причине их дороговизны. В целях создания более рентабельного производства многие шоколадные фабрики предпочитают использовать более дешевые заменители.

Однако крупные концерны и заводы, которые дорожат своим именем и многолетней репутацией, все еще сохраняют полный цикл создания классического шоколада (начиная от закупки натуральных какао-бобов, переходя к переработке и заканчивая изготовлением по неизменной рецептуре). К таким конгломератам можно отнести кондитерский концерн «Бабаевский», фабрики «Красный Октябрь» и «Рот Фронт», объединение «Славянка». А такие популярные бренды как «Верность качеству», «Коркунов» и «Победа вкуса», да и многие другие региональные предприятия изготавливают шоколад из уже готовых ингредиентов (какао-порошок и какао-масло).

Во время кризиса отечественные производители почувствовали, как сильно они зависят от иностранных поставщиков. Никто и не стремился до кризиса сотрудничать непосредственно с производителями сырья для производства столь любимого всеми лакомства в странах Африки, вместо этого они покупали готовые ингредиенты в Европе, и цена вполне устраивала.

Да и сложно не зависеть от поставщиков готового сырья из Европы, если оборудование для самостоятельной переработки какао-бобов есть далеко не на всех фабриках. Однако анализ статистики внешнеэкономической деятельности показывает, что в наши дни сырье для шоколада покупают не только в европейских странах, но и в Индонезии и Малайзии. Их какао-сырье оставляет желать лучшего, но стремление привлечь покупателя заставляет поставщиков из стран третьего мира расширять свои плантации и устанавливать демпинговые цены.

Среди европейских поставщиков можно выделить те компании, которые следят за качеством продаваемого какао-сырья, выставляют на него высокую цену, отталкивая отечественных производителей: Cargill, KVB, ADM.

Что остается делать российским производителям шоколада? Разоряться или переходить к другим поставщикам? Выбор делает каждый сам. Но мы видим такую картину: западных производителей на российском рынке шоколада становится все больше.

В противовес этой тенденции оккупирования западными производителями целого сектора российского рынка создан концерн «Объединенные кондитеры», в который вошли фабрики, имеющие в распоряжении мощности советских времен – они позволяют производить шоколад из натуральных какао-бобов. Однако такой бизнес держится на голом энтузиазме, поскольку он нерентабелен и экономически не оправдан.

Исследование рынка шоколада показывает, что за последние шесть месяцев в России огромную популярность снискал дешевый заменитель какао-порошка – какаовелла. Хорошая новость для тех, кто не знаком с этим сырьем, в том, что оно имеет натуральное происхождение. Это не синтетический заменитель. Плохая новость в том, что многие сотни лет эта шелуха от переработки какао-бобов вообще не имела никакой ценности. В ней слишком много мусора, чтобы кормить ею скот, и, несмотря на ее богатый минеральный состав, какаовелле находили лишь одно применение – удобрение почвы. Теперь же она вполне подходит на роль какао-порошка. Если ее хорошенько измельчить, она пройдет проверку по ГОСТу.

Кроме полезных веществ, в шкурке находится много мусора и высокое содержание пестицидов. Из-за ее непригодности в хозяйстве, какаовеллу никогда не продавали. Если отдельные фермеры хотели удобрять ею землю, они могли купить шелуху прямо с шоколадных фабрик по крайне низкой цене. А если же никто не покупал этот мусор и отходы производства, компании даже доплачивали за его вывоз. Вот что приходится есть в наши дни любителям шоколада. То, что раньше было жаль дать даже в корм свиньям.

Исследуя рынок шоколада, можно с уверенностью сказать, что его стоимость зависит от следующих факторов:

  • цена исходного сырья;

  • стоимость транспортировки сырья до места изготовления;

  • затраты на переработку.

Сейчас на прилавках вполне реально встретить шоколад из заменителя, а не из настоящего какао. Он будет значительно дешевле по цене. Ведь стоимость какао-порошка высшей категории находится в пределах 300 рублей за килограмм. А килограмм порошка из заменителя – какаовеллы можно купить всего за 20 рублей. Кондитерские изделия, сделанные с использованием такого порошка, невозможно отличить по вкусу от настоящего какао. Но вот шоколадная плитка будет отличаться. Хотя вкусоароматические добавки всегда помогут эту разницу замаскировать.

Исследование рынка шоколада в 2016 году

Как мы уже упомянули, скачок в производстве шоколада в начале 2016 года создал ощущение, что самое дно шоколадного рынка уже достигнуто, значит, падать дальше некуда. Будем двигаться вверх. Посудите сами: весь 2015 год производство шоколада снижало свои объемы. Каждый последующий месяц был хуже предыдущего, и уже к августу 2015 года объемы производства шоколада сократились на 26 %. И это неудивительно, ведь сырье стало непомерно дорогим вследствие нестабильности курса рубля.

Исследование рынка шоколада показало, что средние цены на какао-бобы, поставляемые в нашу страну, в феврале 2016 года превысили аналогичные показатели прошлогодней давности на 2,2 %, а если перевести стоимость сырья в рубли, то разница с февралем 2015 года составляет 22,5 %.

И, тем не менее, по какой-то причине, в начале 2016 года производить шоколад стали больше. На целых 9 %. Несложно догадаться, что предприниматели просто перенаправили свой бизнес на работу с менее качественным сырьем, и в шоколаде процент какао стал намного ниже.

Исследование рынка шоколада показывает, что динамика показателей производства в натуральном и стоимостном выражениях примерно одинакова. Она имеет наибольшее падение в 2015 году, и вектор стремится вверх в начале 2016 года. Рассматривая статистические данные, мы видим, что за период с января по апрель 2016 года производители шоколада увеличили объемы на 78 %. Разумеется, себестоимость продукта стала намного выше по причине роста цен на сырье. Лучшими производителями по-прежнему остаются фабрики «Рот Фронт» и «Красный октябрь», а также концерн «Бабаевский»; не менее востребованы продукты западных компаний: «Нестле-Россия», Московское представительство компании «Марс», «Ферреро Руссия» и другие.

По данным исследования рынка шоколада больше всего данный продукт производят в Центральном и Приволжском федеральных округах (93,3 % от совокупного объема). Многие производители просто не желают работать на объемы, пренебрегая при этом качеством, поэтому не могут похвастаться высокой прибылью.

Для поддержки российских производителей Коллегия Евразийской экономической комиссии в феврале прошлого года приняла решение установить 0 % таможенной пошлины на импортируемые какао-продукты до 31 декабря 2017 года. Ранее импортерам приходилось уплачивать 3–5 % от таможенной стоимости. В связи с данным нововведением цены на шоколад вновь стали приемлемыми для российского покупателя.

Современные тенденции рынка шоколада

Чтобы удержать свои позиции на рынке, производители идут на различные уловки. Кто-то удешевляет упаковку шоколада, а кто-то уменьшает вес изделия. Сейчас далеко не все плитки весят 100 грамм, хотя внешние габариты могут говорить о другом. Многие перешли от производства плиток к батончикам. Ряд производителей позиционируют шоколад как подарок, снабжая его специальной упаковкой в виде детской игрушки. Мимо такой сложно пройти. Особенно учитывая, что требовать покупки будут в основном маленькие дети. Это очень действенный маркетинговый ход.

Исследования рынка шоколада показывают, что единственным продуктом в сфере шоколадных изделий, который наращивает объемы продаж, несмотря на нелегкую экономическую ситуацию, является комплект из шоколада с игрушкой. Ведь даже при падении покупательской способности, родители все-таки не желают экономить на своих детях. Цифры подтверждают эту мысль. За 2015 год было продано на 10 % больше шоколадных яиц, чем годом ранее, а в 2016 году прирост составил 0,3 %.

Поскольку рынок шоколада еще не насыщен, есть все основания полагать, что у него есть серьезные перспективы развития. Препятствием могут быть только тенденции к переходу на здоровое питание, которые сейчас очень популярны в нашей стране и во всем мире. Сторонники здорового питания обычно вычеркивают шоколад из рациона. Хотя горький шоколад, который не содержит искусственных добавок, обычно в черный список не попадает. Поэтому имеет смысл вводить в линейку шоколадной продукции всевозможные плитки и батончики, обогащенные полезной клетчаткой, подслащенные фруктозой или стевией вместо сахара, содержащие кусочки орехов и натуральных фруктов и ягод. Особо изобретательные производители создают новые рецепты, экспериментируя со специями и натуральными эфирными маслами, зеленым кофе и даже морской солью.

Согласно проводимым исследованиям, рынок шоколада относится к более широкому сегменту кондитерских изделий. И этот сегмент имеет сезонно обусловленную динамику продаж. Во время подготовки к новогодним праздникам наблюдается наиболее высокий спрос. Если принять этот показатель за единицу, то в январе – июне показатель продаж опускается до 0,60–0,65, а в июле – сентябре снова повышается до 0,80–0,85, в период с октября по ноябрь спрос достигает 0,78–0,80.

Многочисленные исследования рынка шоколада показывают, что следование модным трендам привносит коррективы и в эту сферу производства. Потребители ищут экологически чистые и натуральные продукты. Значит, шоколад тоже целесообразно производить из натуральных ингредиентов, подходящих под международные стандарты качества.

Следует заметить, что продукция, ориентированная на потребителя премиум-класса, также не остается без внимания даже в условиях кризиса. Вероятно, в нашей стране немало гурманов, для которых шоколад является излюбленным удовольствием и потому покупатели не прочь себя побаловать новинками шоколадной промышленности.

С модой на здоровое питание тесно связана возросшая популярность горького шоколада. Производители утверждают, что такой вид какао-лакомства содержит огромное количество антиоксидантов, а также поставляет в организм гормоны радости – эндорфины.

По результатам мировых исследований стало известно, что рынок шоколада разрабатывает новинки, ориентированные на пожилых покупателей. Любовь к какао-продукции у многих возникает с самого детства и продолжается на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно учитывать особенности организма всех категорий потребителей. В России это направление развито очень слабо. Шоколад для пожилых людей должен обладать несколько иным составом, чем обычный классический продукт, но в то же время приносить не меньше удовольствия и радости.

Существенно меняет состав шоколада и законодательство. В ряде стран введен запрет на использование трансжиров, что по данным исследований рынка шоколада также сказывается на особенностях производства кондитерских изделий. Благодаря такому запрету шоколад станет более здоровым и полезным.

В наши дни очень популярно производство сладостей для диабетиков. И шоколад не отстает. На всей территории Евросоюза разрешается использовать стевию в качестве здорового подсластителя, заменяющего сахар.

Ориентация на спортивный образ жизни у современной молодежи объясняет востребованность шоколада с повышенным содержанием белков.

Исследование рынка шоколада требует подробного анализа основных показателей данного сектора экономики, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» предлагает услуги по исследованию рынка пищевой промышленности, анализу рынка экспорта и импорта продуктов питания в Россию. Мы проводим подробный экономико-статистический анализ экспорта и импорта продуктов в Россию и стран Ближнего и Дальнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Китая.

Предлагаем ознакомиться с анализом российских экспортных поставок шоколада и шоколадных изделий за 2016 год. Имея эти данные, Вы сможете «вычислить» лучшего партнёра, основательно подготовиться к переговорам и заключить сделку по выгодной цене.

Узнать подробнее

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок

image Внимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

Вся полезная информация