Обзор рынка автогрейдеров. Итоги 2016 года.

Обзор рынка автогрейдеров: итоги 2016 года.

Автор: Руководитель аналитического отдела "VVS",
Крылова Наталья

Статья в pdf-версии

Автогрейдеры (от слова «grade» – нивелировать, выравнивать) используются для выравнивания территорий и перемещения грунта и снега зимой.

Динамика российского производства автогрейдеров в последние 5 лет нестабильна. После роста объемов в 2013 году, когда выпуск техники увеличился на 14,8% по отношению к 2012 году, составив 984 шт.[1], объемы производства начали падать. В 2014 году российскими производителями было выпущено 774 автогрейдера – на 21,3% меньше, чем годом ранее. В 2015 году – всего 482 ед. техники – еще минус 37,7%. По итогам 2016 года объем производства автогрейдеров составил 514 шт. – больше, чем годом ранее, но до результатов трехлетней давности далеко.


Рис.1. Динамика производства автогрейдеров 

Выпуском автогрейдеров в 2016 году занималось порядка 4 предприятий. Основными производителями стали ЗАО "Брянский Арсенал" и ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины" (ЧСДМ). Первым в 2016 году было выпущено 324 автогрейдера (+9,5%)[2], второе предоставило рынку 177 ед. техники – на 39,4% больше, чем годом ранее.

Динамика импорта автогрейдеров[3] аналогична динамике российского производства. В 2013 году импорт данной техники превысил показатели 2012 года, составив 679 шт. или 99,4 млн. USD.  Однако в 2014 году объемы ввоза иностранных автогрейдеров резко снизились.  На территорию России поступило всего 470 ед. техники – почти на треть меньше, чем годом ранее. В денежном эквиваленте объем импорта снизился до 68,2 млн. USD – на 31,4% меньше. В 2015 году падение объемов импорта продолжилось еще более высокими темпами. По итогам 12 месяцев 2012 года российскими предприятиями было приобретено за рубежом всего 104 ед. техники на сумму 15,9 млн. USD. В 2016 году объемы импорта выросли до 151 ед. техники (+45,2% к предшествующему периоду) в натуральном выражении и до 23,4 млн. USD в денежном исчислении (+47,5%).


Рис.2. Динамика импорта автогрейдеров

В 2016 году импорт автогрейдеров составила техника производства 7 стран. Лидером среди них стал Китай. На долю китайских производителей пришлось 41,1%. При этом стоит отметить, что годом ранее китайские автогрейдеры занимали ровно половину импорта. На втором месте среди стран-производителей автогрейдеров, ввезенных в Россию, расположились США. Доля их составила 35,8% против всего 4,8% в 2015 году. Тройку лидеров замкнула Бразилия с долей 10,6%. Годом ранее на Бразилию приходилось 22,1%. 


Рис.3. Структура импорта автогрейдеров в разрезе стран происхождения, шт. 

Почти 78% импорта автогрейдеров в 2016 году пришлось на двух производителей: CATERPILLAR INC и DEERE & COMPANY. Первый поставил на российский рынок 66 автогрейдеров одноименной марки – на 88% больше, чем годом ранее. При этом доля его составила в общем объеме импорта 43,7%. На долю второго пришлось 33,8% от общего объема ввезенной техники. Количество автогрейдеров марки JOHN DEERE составило 51 ед. техники. Расположившийся на третьем месте KOMATSU LTD отметился в 2016 году всего 7 автогрейдерами – всего на 1 больше, чем годом ранее. Доля его составила 4,6%. Еще на 14 компаний пришлись оставшиеся 27 ед. техники.

Таблица. 1 Основные производители импортируемых автогрейдеров

Производитель

Объем импорта в 2015 году, шт.

Объем импорта в 2016 году, шт.

CATERPILLAR INC

35

66

DEERE & COMPANY

51

KOMATSU LTD

6

7

GP PAPENBURG AG

2

5

GUANGXI LIUGONG MACHINERY CO., LTD

2

4

LIUGONG MACHINERY CO., LTD,

4

Прочие

59

14 

Динамика экспорта нестабильна – в исследуемый пятилетний период пик пришелся на 2015 год, когда за рубеж было отправлено 65 автогрейдеров на сумму 6,4 млн. USD[4]. По итогам 2016 года экспорт автогрейдеров снизился. Падение в количественном исчислении составило 46,2%, в денежном выражении - 67,0%.


Рис.4. Динамика экспорта автогрейдеров

Экспорт автогрейдеров в 2016 году на 23% состоял из техники иностранного происхождения.  На долю российских производителей пришлось 77%. Лидером среди них стало ЗАО "Брянский Арсенал". За рубеж был отправлен 21 автогрейдер его производства из 35 ушедших на экспорт единиц техники. На втором месте с 7 автогрейдерами CATERPILLAR INC. Тройку замыкает ЗАО "ЧСДМ" – 3 автогрейдера.

Основными покупателями автогрейдеров, отправленных на экспорт, стали предприятия Украины. Туда в 2016 году ушло 13 ед. техники. В Узбекистан было отправлено 4 автогрейдера. По 2 ушло в Пакистан, Молдову, Филиппины, Нидерланды, Тунис. Еще в 8 стран российскими экспортерами было отправлено по 1 автогрейдеру.

Таким образом видимое внутреннее потребление автогрейдеров по итогам 2016 года составило 630 ед. техники – на 20% больше, чем годом ранее. Дальнейшее развитие рынка во многом будет зависеть от общей ситуации в экономике: повышения покупательской способности участников рынка, доступности кредитов, наличия крупных проектов в дорожно-строительной сфере. Пока эксперты прогнозируют рост данного рынка невысокими темпами – 5-7%. А что будет дальше, покажет время.


[1] Источник fira.ru
[2] Источник: АСМ-Холдинг
[3] Без учета торговли со странами ЕАЭС
[4]> Без учета торговли со странами ЕАЭС



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация