Обзор рынка экскаваторов-погрузчиков в России в 2013 году

Обзор рынка экскаваторов-погрузчиков в России в 2013 году

Динамика импорта и экспорта экскаваторов-погрузчиков в 2013 году


Наталья Крылова, аналитик компании VVS («ВладВнешСервис»)

Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


Экскаваторы-погрузчики широко применяются в коммунальном хозяйстве и при проведении строительных работ малого и среднего объема в ограниченных городских или поселковых условиях. Их отличительной чертой является многообразие функций – одна машина может передвигаться, копать, отгружать и загружать грузы. Поэтому неудивительно, что данная техника занимает значимый сегмент на российском рынке дорожно-строительной техники. Но основу этого сегмента составляют, увы, не отечественные машины. Суммарный объем выпуска российских производителей экскаваторов-погрузчиков во много раз меньше объемов импорта данной техники.

После обвала рынка экскаваторов-погрузчиков в 2009 году, когда объемы ввоза составили всего 8% от результатов 2008 года, импорт данной техники начал расти. По итогам 2010 года в Россию было ввезено в 6 раз больше экскаваторов-погрузчиков, чем годом ранее. За 12 месяцев 2011 года объемы импорта увеличились еще в 3 раза и превысили на 70,5% показатели 2008 года (на тот момент считавшиеся рекордными). Далее темпы роста импорта замедлились. Так, по итогам 2012 года в Россию поступило из-за рубежа всего на 26% больше техники, чем в предыдущем году. За 12 месяцев 2013 года импорт экскаваторов-погрузчиков составил 9205 ед. техники (+1% к результатам 2012 года) или 623,6 млн. долл. (+17%).

Основу импорта составляют новые экскаваторы-погрузчики. Так, по итогам 2012 года на долю новых машин пришлось 77,8% от всего объема импорта. В 2013 году их доля выросла до 78,2%.

Более половины импорта экскаваторов-погрузчиков, а именно 58,1% в 2013 году составила техника родом из Великобритании. При этом производителям данной страны удалось чуть увеличить свою долю по сравнению с предшествующим годом, когда она составила 57,3%. На втором месте закрепилась Италия с долей в 15,3% против 13,4% годом ранее.За ней расположились турецкие производители, которые за год смогли  увеличить свое присутствие на рынке с 7,8% до 11,1%. Польские производители оставили за собой кусочек в 7,0% - на полпроцента меньше, чем годом ранее. Главными «неудачниками» года стали американские производители, доля которых упала с 8,5% до 1,9%, в результате чего США оказались лишь на 7 месте (против третьего в 2012 году).


Рис.1 Динамика импорта экскаваторов-погрузчиков


Рис.2 Структура импорта экскаваторов-погрузчиков в 2013 году в разрезе стран-производителей, шт.


Бесспорным лидером среди марок ввозимых экскаваторов-погрузчиков является представитель Великобритании JCB. Доля данного бренда по итогам 2013 года составила 43%  - примерно столько же, сколько и годом ранее. Наиболее распространенными на российском рынке (около 74% от всего объема) являются экскаваторы-погрузчики JCB серии 3CX. Помимо них, к нам также поступают модели ряда 2CX, 4CXи пр. На втором месте расположилась техника марки Caterpillar,поднявшаяся с четвертой ступеньки. Доля ее выросла с 7,7%  до 10,8%. Самыми популярными среди российских потребителей стали такие модели этого бренда, как 428F, 434F, 432F. На третьем месте находятся экскаваторы-погрузчики маркиVolvo, опустившейся вниз на 1 строчку. Доля ее снизилась с 8,2% в 2012 году до 7,5% в году 2013.Основу импорта Volvoсоставляют модели BL71B и BL61B.Далее следует техника Komatsu,которой досталось 6,9% от общего пирога – всего на 0,7% больше, чем годом ранее. Выросла за год доля экскаваторов-погрузчиков Hidromek – с 5,7% до 6,3%. А вот для Terexгод оказался не таким успешным – 5,0% против 6,9%. Неудачным стал год и для техники JohnDeere. Если в 2012 году с долей в 7,8% она замыкала тройку лидеров, то в 2013 году ей досталось 1,3% от всего объема импорта и 11 место в рейтинге.


Рис.3 Структура импорта экскаваторов-погрузчиков в 2013 году в разрезе марок, шт.


Без учета торговли со странами – членами Таможенного союза (Республикой Казахстан и Республикой Беларусь) экспорт экскаваторов-погрузчиков составил в 2013 году 78 ед. техники общей стоимостью около 3,9 млн. долл. Годом ранее за границу было отправлено 27 машин на сумму 1,9 млн. долларов. Помимо явного роста объемов экспорта, приятным является и тот факт, что 70%экскаваторов-погрузчиков, отправившихся за границу, имеют российское происхождение. Остальную часть экспорта (30%) составляют машины – «иностранцы», раннее ввезенные на территорию нашей страны и по каким-либо причинам ставшие здесь ненужными. Годом ранее это соотношение – 30/70% - было не в пользу отечественных предприятий.

Лидером среди российских производителей по объемам экспорта стало ОАО «Сарэкс». В прошедшем году 44 экскаватора-погрузчика, выпущенных на его конвейерах, отправились за границу. ООО ТД«МТЗ-ЕЛАЗ» отметилось в экспорте 6 ед. техники. ЗАО «Тверской экскаватор» доставило зарубежным покупателям 4 экскаватора-погрузчика марки Terex.


Рис.4 Динамика экспорта экскаваторов-погрузчиков


Основными адресатами российского экспорта являются страны ближнего зарубежья. Лидером по итогам 2013 года стал Узбекистан, куда ушло 49 экскаваторов-погрузчиков. На втором месте разместился Туркменистан, потребители из которого приобрели в России 7 ед. техники. По 5 машин отправилось в Польшу и Абхазию. Афганистан приобрел 3 экскаватора-погрузчика. В Армению и Украину ушло по 2 ед. техники. Еще по 1 машине купили потребители из 5 разных стран.


Рис.5 Структура экспорта экскаваторов-погрузчиков в 2013 году в разрезе стран-получателей, шт.


Таким образом, основу российского рынка экскаваторов-погрузчиков продолжает составлять иностранная техника. И думается, что в ближайшие годы ситуация особо не изменится.




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация