Ответим
в течение
1 минуты
8 (800) 555-34-20
Звонок по России бесплатный!
Заказать звонок
С условиями обработки персональных
данных ознакомлен и согласен
Спасибо! Ваша заявка
отправлена успешно!

Обзор рынка тяжелых грузовиков. Итоги 1 полугодия 2017 года .

Автор: Руководитель аналитического отдела "VVS",

Крылова Наталья

   Статья в pdf-версии

    В России производством тяжелых грузовых автомобилей занимает порядка 10-15 предприятий. За 1 полугодие 2017 года суммарно объем производства можно оценить в 23,5 тыс. шт.[1] Это почти на 30% больше, чем годом ранее. Основной объем приходится на ПАО КАМАЗ, где выпускается более половины тяжелых грузовиков. По итогам 1 полугодия 2017 года объем выпуска ПАО КАМАЗ увеличился по сравнению с предыдущим годом. На предприятии было собрано 16 тыс. грузовиков против 13 тыс. в 1 полугодии 2017 года. На втором месте – АО «АЗ «УРАЛ». Который выпустил за первых 6 месяцев 2017 года порядка 2,4 тыс. тяжелых грузовых авто, что меньше, чем год назад на 13%. Значимые объемы производства также имеют ООО «Д АЙМЛЕР КАМАЗ РУС» и АО «Вольво Восток». Объем производства первого составил по итогам полугодия порядка 2 тыс. тяжеловесов, что в 2,5 раза выше результатов первой половины 2016 года. Второе увеличило объемы производства в 3,7 раза – с 0,5 до 1,8 тыс.ед. техники. Объем производства каждого из оставшихся предприятий не превысил порога в 400 грузовых автомобиля полной массой  свыше 16 тонн.

    Помимо тяжелых грузовиков отечественного производства, весомую долю рынка занимают импортные автомобили. За 1 полугодие 2017 года на территорию России было ввезено 8,2 тыс. грузовых автомобиля полной массой свыше 16 тонн[2] общей стоимостью 526,2 млн. USD – чуть меньше, чем за весь 2016 год. В сравнении с 1 полугодием 2016 года импорт значительно вырос. В количественном исчислении объем импорта увеличился в 4,3 раза, а в денежном выражении – в 4,2 раза.


Рис.1. Динамика импорта тяжелых грузовиков

    В структуре импорта тяжелых грузовиков преобладает новая техника, на ее долю пришлось 93% всего объема закупок. Соответственно, на долю техники, бывшей в эксплуатации, пришлось всего 7%. Стоит отметить, что годом ранее это соотношение было 84%/16%.

    Львиную долю импорта тяжелых грузовиков составляют седельные тягачи. В первом полугодии 2017 года на их долю пришлось 80% всего объема. На втором месте – шасси с долей 12,4%. Далее следуют автосамосвалы, рефрижератор, контейнеровозы и др. По итогам 2016 года доля седельных тягачей была на 10% ниже, а вот шасси занимали 19% импортного рынка.


Рис.2. Структура импорта по типу тяжелых грузовиков, шт.

     Десятку самых востребованных брендов грузовых автомобилей с полной массой свыше 16 тонн составляют: представители «большой семерки» - европейцы SCANIA, MAN, DAF, VOLVO, MERCEDES-BENZ, IVECO, RENAULT, японский бренд HINO и два представителя Китая – SHAANXI и HOWO. Лидирующую позицию занимает SCANIA, на долю которой пришлось в первой половине 2017 года 29,6%. Из 2,5 тыс. тяжелых автомобилей данной марки – 1,6 тыс. седельные тягачи. На втором месте с долей 21,8% расположился MAN. В импорте данного бренда также преобладают седельные тягачи – из 1,8 тыс. на данный тип грузовиков пришлось 1,4 тыс. ед. техники. Тройку лидеров замыкает DAF, импорт которого на 98% состоит из седельных тягачей. Доля данной марки составила в общем объеме импорта 21,7%. Доли других брендов скромнее. Volvo досталось 10,2% импортного рынка. На долю Mercedes-Benz пришлось 7,6% от общего объема импорта, Iveco – 5,2%, Renault – 2,7%. Hino досталось 2,3%, при этом, в отличие от представителей «большой семерки» импорт японского бренда в основном составляют шасси. На долю SHAANXI и HOWO пришлось 2,2% и 1,4% соответственно. В Россию под данными марками поступают, в основном, самосвалы.


Рис.3. Структура импорта тяжелых грузовиков в разрезе брендов, шт.

    В отличие от импорта, экспорт тяжелых грузовиков падает. Российским экспортерами было отправлено за рубеж в 1 полугодии 2017 года около тысячи «тяжеловесов» на сумму 40,1 млн. USD[3]. В количественном исчислении объем экспорта сократился на 47,4%, в стоимостном выражении – на 39,7%.


Рис.4. Динамика экспорта тяжелых грузовиков

    Так же, как и в импорте, в экспорте тяжелых грузовиков преобладает новая техника, доля которой в 2017 году увеличилась с 69 до 88%. Доля техники, ранее эксплуатирующийся, соответственно, уменьшилась с 31% до 12%. В структуре экспорта по типу автомобиля преобладаю бортовые грузовики, доля которых составила в 1 полугодии 2017 года 26,1%. На втором месте с долей 20,8% - шасси. Седельные тягачи заняли третье место – 19,9%.


Рис.5. Структура экспорта по типу тяжелых грузовиков, шт.

    Среди брендов в экспорте бесспорным лидером является КАМАЗ. По итогам 1 полугодия 2017 года на его долю пришлось 56,8% от всего объема продаж за рубеж. На втором месте – УРАЛ с долей 34,9%. Замыкает тройку лидеров MERCEDES-BENZ, доля которого составила 1,6%. При этом из 16 грузовиков данной марки лишь 4 были произведены в России. На долю VOLVO, расположившегося на пятой строчке рейтинга, пришлось 1,2% от объема экспорта. Все 12 автомобилей данной марки были произведены в Швеции и ранее были ввезены в Россию.


Рис.6. Структура экспорта тяжелых грузовиков в разрезе брендов, шт.

    Итак, рынок тяжелых грузовиков (в частности, импорт и производство), продолжают восстановление, наметившееся в 2016 году. Этому способствует стабилизация экономической ситуации в стране, госпрограммы стимулирования спроса и отложенный спрос. В перспективе рост рынка продолжится и может достигнуть докризисных показателей через 3-4 года.



[1] Источник: АСМ-Холдинг. Объем производства ПАО КАМАЗ указан общий, т.к. не указаны объема производства по отдельным моделям

[2] Выборка по позициям ТН ВЭД 870120, 8704, не включая карьерные самосвалы, форвардеры и спецтехнику на автомобильном ходу. Без учета торговли со странами ЕАЭС [3] Выборка по позициям ТН ВЭД 870120, 8704, не включая карьерные самосвалы, форвардеры и спецтехнику на автомобильном ходу. Без учета торговли со странами ЕАЭС


© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2022. Все права защищены.

Вся полезная информация

Позвонить бесплатно