Полезные статьи:
Производство самосвалов в России: итоги 2016 года
Автор: Вадим Пашин, эксперт
информационно-аналитической компании «VVS»
Падение производства самосвалов в России началось в 2013 году. К началу прошлого года объемы выпуска сократились почти в 2 раза – с 3450 штук в 2012 году до 1887 штук по итогам 2015 года. Причины были разные, но основные – падение платежеспособного спроса и сокращение объемов строительных работ. Плюс ко всему отечественные автопроизводители испытывали сильнейшее давление со стороны «наших зарубежных партнеров» - прежде всего китайцев, сумевших подтянуть качество до приемлемого уровня при сохранении низкой цены.
Рис.1. Производство автосамосвалов в РФ в 2013-2016 гг.
Однако уже с середины 2015 года российское производство автосамосвалов начало расти и по итогам 2016 года достигло 2292 штуки. Импорт же новой техники в 2015-2016 годах сократился незначительно, а бывшей в употреблении даже вырос. Зато экспорт новых самосвалов российского производства в 2016 году вырос в 1,2 раза.
Причина столь нетипичной ситуации кроется в девальвации рубля, сделавшей отечественную технику более конкурентоспособной на внешних рынках. В результате, в условиях стагнации внутрироссийского спроса, отечественные автопроизводители переориентировались с внутреннего рынка на внешний.

Рис.2. Динамика производства самосвалов в РФ в 2015-2016 гг.
Ведущим производителем самосвалов в России по итогам 2016 года являются ОАО «САРАНСКИЙ ЗАВОД АВТОСАМОСВАЛОВ», ЗАО «Бецема», ООО «Штурман Кредо+», ОАО «Риат», ПАО «НЕФАЗ», ООО «КОМАЦУ МЭНУФЭКЧУРИНГ РУС», ООО «ИВЕКО –АМТ», ООО «ЧАЙКА-НН» и ООО «МЗ Тонар». Наибольший объем производства среди всех федеральных округов приходится на Приволжский федеральный округ, где в 2016 года было произведено 1729 самосвалов, что составляет 75,4% от общероссийского объема. На втором месте с долей 19,2% находится Центральный федеральный округ. На третьем - Уральский федеральный округ, доля которого составляет 5,4% совокупного объема производства. Причем по итогам 2015 года на Приволжский федеральный округ приходилось 88,9% общероссийского производства, на Центральный – 7,6%, а на Уральский – 3,5%.
Импорт самосвалов (включая самосвальные тележки и мини-самосвалы) по итогам 2016 года составил 1110 ед. техники. В сравнении с 2015 годом ввоз самосвалов на территорию России вырос на 26,7%.
Рис.3. Динамика импорта самосвалов
На десятку ведущих импортных брендов самосвалов пришлось порядка 80% всего объема ввоза данной техники. При этом бесспорным лидером стал представитель Китая - Shaanxi/Shacman. На долю данного бренда пришлось 23,4% против 11,1% в 2015 году. На втором и третьем местах расположились представитель «большой семерки» Scania (9.7%) и Man (9.3%). По отношению к предшествующему периоду доля первого бренда выросла на 5,3%, второго – на 1,7%. Далее расположились самосвалы еще двух известных китайский марок Faw и Howo. В 2016 году на долю самосвалов Faw пришлось 9,0% - на 5,0% меньше, чем годом ранее. Доля техники Howo составила 7,7% - так же, как и год назад.
Рис.4. Структура импорта самосвалов в разрезе марок в 2016 году, шт.
Несмотря на рост экспорта новых самосвалов, общий их объем продаж за рубеж сократился на 18,7%. Львиную долю – 74% в экспорте – занимают самосвалы КАМАЗ. Среди основных так же техника таких брендов как Mercedes-Benz (МБ Тракс Восток), МАЗ, БЕЦЕМА.
В среднесрочной перспективе производство самосвалов в России все же будет восстанавливаться. Основным драйвером роста вероятнее всего будет экспорт (новой техники), поскольку роста потребления на внутреннем рынке самосвалов в ближайшие годы не ожидается.
© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2025. Все права защищены.