Риски экспорта: как их предусмотреть и снизить

Риски экспорта: как их предусмотреть и снизить

image Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

Начиная сотрудничество с компаниями из других стран, необходимо учитывать возможные риски, связанные с экспортом товаров (а они присутствуют в любых сделках, предполагающих поставки за границу). В статье рассмотрим риски экспорта и пути их минимизации.

Какие бывают риски экспорта

Риск – неотъемлемый атрибут любой торговой операции, вопрос лишь в его масштабах. Экспорт товаров за рубеж, однако, связан с дополнительными рисками:

1.  Риски экспорта, касающиеся перевозки грузов. Как правило, зарубежная торговля связана с перевозками продукции на дальние расстояния, ее хранением в течение длительного времени, многократной передачей из рук в руки. Соответственно, риск потери, кражи, выведения товаров из строя в таких случаях гораздо выше, чем при перевозках внутри страны.

Поэтому обеим сторонам сделки, включающей экспорт товаров, чрезвычайно важно знать свои права в отношении перевозчиков. Ответственность за повреждение или утерю товара по вине перевозчика определяется согласно договору и зависит от условий перевозки. Документ, который выполняет роли одновременно договора купли-продажи, транспортировки и документарной оплаты, называется коносаментом. Он существует в нескольких разновидностях.

Морской коносамент – это документ, который выдает компания-перевозчик либо экспедитор. Он выполняет три функции:

  • Подтверждает право на физически поставленную продукцию. Коносамент гарантирует владельцу исключительное право на получение товарной партии и контроль за ней. Допускается продажа или передача коносамента (при которой к новому держателю переходят все права на груз), поскольку этот документ является оборотным.

  • Является аналогом договора на перевозку, в котором отражены все условия транспортировки товара (непосредственно или в виде отсылок к другим документам). При документарных продажах обязанностью продавца является подписание и передача договора перевозки импортеру на стандартных или разумных условиях, и в сделках, связанных с экспортом товаров и его морскими перевозками, в качестве такого договора используется коносамент.

  • Служит распиской перевозчика в том, что он принял товар. Коносамент обязательно включает в себя описание товара, его количество и подтверждение факта его погрузки на борт корабля целым и невредимым, без заметных повреждений (однако если в процессе погрузки товару все-таки был причинен ущерб, это тоже отмечается в коносаменте, и он уже не является чистым).

Коносамент смешанной перевозки во всем аналогичен морскому коносаменту, кроме способов транспортировки, – в данном случае их может быть больше одного, и они отличаются друг от друга.

Необоротные коносаменты и накладные. Во-первых, это именной коносамент, предназначающий партию товара конкретному лицу (как правило, импортеру). Грузополучатель при приеме такой поставки обязан предоставить только «верительные данные», а коносамент его не касается. В случаях, когда импортер выбирает получателя на безотзывной основе, до перечисления импортером оплаты (или акцептования им обязательств по оплате) его выбор может быть пересмотрен в любой момент.

Во-вторых, это морская накладная, существующая в нескольких формах (фрахтовая расписка и т. д.), которая не дает прав на распоряжение грузом и является лишь распиской в принятии товарной партии в соответствии с договором перевозки. Морские накладные не подходят для ситуаций, когда у импортера может возникнуть необходимость сбыта товар в пути, и для предоставления их банку в качестве транспортных документов.

Специальные транспортные документы существуют и для перевозок по воздуху. Прежде всего, это авианакладная (AWB), за стандарт которой принят соответствующий документ Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Она обычно выдается экспедиторами, которые являются агентами авиаперевозчика, и в этом случае называется брокерской авианакладной (HAWB). Экспортер, выбранный экспедитором, осуществляет таможенную очистку товаров, предназначенных на экспорт. Есть еще основные авианакладные (MAWB), выдаваемые самой авиакомпанией.

В случае перевозки экспортной продукции по железной дороге составляется железнодорожная накладная. В странах Евросоюза такие торговые операции осуществляются в соответствии с Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (ЦИМ/КОТИФ).

Для транспортировки экспортных товаров посредством автотранспорта существует автодорожная накладная. В Европе она тоже регулируется соответствующей конвенцией (CMR).

2.  Платежные риски экспорта: мошенничество, задержки в перечислении денег, отказ от оплаты, недоплата. Экспортер далеко не всегда имеет возможность убедиться в кредитоспособности и надежности своего зарубежного партнера. Наиболее осторожные экспортеры, учитывающие эти риски, выдвигают в качестве условия поставки платеж в виде отзывного документарного аккредитива (revocable). Этот аккредитив может быть скорректирован или отменен только при согласии всех сторон.

3.  Риски экспорта, относящиеся к качеству продукции, идущей на экспорт. У импортера лишь в редких случаях есть возможность проверки качества товаров перед их отправкой, поэтому риск получить товары ненадлежащего качества весьма велик.

Для снижения этого риска следует включать в договор об экспорте продукции специальное положение о предотгрузочной инспекции – обязательном осмотре полученного товара импортером. По факту этого осмотра составляется акт (причем выдачей таких актов могут заниматься и независимые инспектирующие компании). Предотгрузочная инспекция активно используется большинством компаний, занимающихся международной торговлей, и зачастую является одним из условий документарного аккредитива.

4.  Риски экспорта, вызванные колебаниями курсов валют. Возникают в тех случаях, когда стоимость товара в контракте на экспорт продукции была зафиксирована в определенной валюте. Изменения курсов между национальными валютами любой из сторон и той валютой, которая определена договором, создают риск финансовых потерь для одного из участников сделки (и, соответственно, выгоду для второго).

Чтобы минимизировать риски экспорта, связанные с нестабильностью валютных курсов, договорную цену определяют в своей расчетной валюте. Особенно актуально это для небольших фирм, чья деятельность связана с экспортом: таким образом можно избежать неопределенности, точно спланировать бюджет, упростить бухгалтерский учет.

5.  Риски экспорта из-за различий в законодательстве стран. Экспортеры нередко вынуждены заключать соглашения в соответствии с законодательством другого государства, и возникшие разногласия практически невозможно будет разрешить в судебном порядке (либо это окажется очень затратно).

Чтобы избежать правовых рисков при заключении договора экспорта, экспортеры настаивают на собственном выборе юрисдикции (то есть требуют разрешения всех возможных споров в суде своей страны). Еще одно решение – обращаться со всеми разногласиями в международный коммерческий арбитраж (подчиняющийся Международному арбитражному суду ICC) и сразу закреплять это положение в договоре экспорта.

6.  Непредсказуемые риски экспорта, или форс-мажоры. Поставка груза может сорваться по независящим ни от одной из сторон причинам: из-за стихийного бедствия, техногенной катастрофы или транспортной аварии, военных столкновений. Стоимость доставки тоже зависит от многих внешних факторов (цен на топливо, удобных маршрутов), и если они внезапно изменятся, транспортировка товара может обойтись гораздо дороже, чем планировалось.

По этой причине экспортеры и импортеры очень внимательно относятся к положениям договора, касающимся форс-мажора, и скрупулезно прописывают все возможные риски и варианты действий в подобных ситуациях. Однако любая из сторон сделки может быть освобождена от исполнения своих обязательств по причине форс-мажора (войны, природного катаклизма), даже если в договоре это не было прописано. Эта норма присутствует в большинстве систем торгового права и относится к экспорту в том числе.

7.  Риски экспорта, создаваемые инвестициями. Традиционные коммерческие риски, присутствующие в любой торговле, в экспорте многократно усиливаются за счет привлеченных инвестиций, предусмотренных программой экспорта. Так, рынки, характеризующиеся стабильными показателями спроса на товар в течение ряда лет, могут столкнуться с неожиданным спадом (из-за колебаний валютных курсов и т. д.), и компании, занимающиеся экспортом, не успеют окупить инвестиции, вложенные в местные торговые сети. Неудачи и денежные потери случались даже у крупных компаний, которые делали слишком большие инвестиции в экспорт, игнорируя риски.

8.  Риски экспорта, касающиеся документарных систем. Главный документ в сфере экспорта-импорта – это договор купли-продажи. Он определяет, прямо или косвенно, обязательства обеих сторон международной сделки – тип транспортного документа (накладной, коносамента и др.), выдачу бумаг, удостоверяющих перевод оплаты (документарного аккредитива и т. д.). Все права и обязательства продавца и покупателя, договоренности о ценах и других расходах обязательно должны иметь документарное воплощение в любых операциях, связанных с экспортом. Управление рисками в этой сфере заключается, в первую очередь, в работе с документами, и главное здесь – четкое и однозначное понимание обеими сторонами сделки всех ее аспектов и взятых на себя обязательств, зафиксированных документально.

Как управлять рисками экспорта

Часто возникают следующие типы рисков экспорта:

1.   Риски экспорта, вызванные непониманием, разногласиями, спорами сторон по условиям оплаты и требованиям к качеству товара, идущего на экспорт. Сюда же относятся риски судебного рассмотрения исков в судах, подчиняющихся юрисдикции другой страны.

Минимизировать эти риски можно посредством:

  • обстоятельной и глубокой проверки будущих контрагентов – их платежеспособности и репутации;

  • тщательной подготовки к переговорам;

  • требований обеспечить минимальную правовую защиту, без которой сделка не состоится (эту позицию нужно твердо и внятно озвучивать на переговорах);

  • проработанных, ясных и юридически правильных условий сделки, отраженных в договоре экспорта (в который должно входить положение об арбитраже и выборе подсудности);

  • использования свода правил международной торговли «Инкотермс 2010».

2.   Риск неполучения оплаты экспортером.

Решением проблемы могут стать:

  • Приемлемые гарантии оплаты как условие сделки. В качестве таких гарантий используют документарные аккредитивы, соответствующие UCP 600 («Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов», разработанным ICC).

  • Заключение сделки на условиях расчетов по открытому счету с использованием резервного аккредитива либо банковской гарантии по первому требованию.

3.   Риски экспорта некачественного товара.

Их можно избежать, включив в договор требование свидетельств (в форме актов) об инспекции качества отправляемого на экспорт товара, проведенной официальными учреждениями.

4.   Риски экспорта, связанные с невыполнением договорных обязательств второй стороной сделки по экспорту.

Для снижения этих рисков у контрагента можно потребовать авансовый платеж либо банковские гарантии и резервные аккредитивы, а также гарантии выполнения условий договора в полном объеме в соответствующие сроки.

5.   Риски экспорта, вызванные утерей, порчей, кражей товаров (частичной или полной).

Эти риски можно минимизировать следующими способами:

  • застраховать груз ото всех возможных форс-мажорных обстоятельств;

  • выдвинуть экспортеру требования о надлежащей упаковке и условиях перевозки товара;

  • внимательно ознакомиться с деталями транспортировки, содержащимися в коносаменте.

6.   Риск уклонения от оплаты полученного товара импортером (который казался надежным и добросовестным).

Для того чтобы избежать подобного риска, необходимо:

  • перед подписанием договора экспорта оценить кредитоспособность потенциального контрагента, собрав и проанализировав информацию о нем;

  • вступить в ICC либо обратиться в Службу ICC по борьбе с экономическими преступлениями.

Как государство планирует снизить риски экспорта

Председатель Правительства РФ Д. Медведев в феврале 2017 г. обещал хеджировать риски несырьевых экспортеров, вызванные ростом курса рубля, посредством единого окна – Росэксимбанка (дочернего предприятия Российского экспортного центра, который входит в состав группы ВЭБа).

Термином «хеджирование» (англ. «hedge» – «ограждать», «защищать») обозначают метод компенсации финансовых рисков, связанных с колебаниями цен. При хеджировании инициируют сделки на одном рынке, чтобы возместить ущерб от изменения стоимости такого же актива на другом. Этот инструмент применяют для страхования рисков ценовых колебаний посредством открытия сделок на срочных рынках.

Для компаний с участием государственного капитала, занятых несырьевым экспортом и имеющих существенную долю рублевых издержек, хеджирование рисков будет обязательным. И, поскольку крупные фирмы и так уже хеджируют свои риски, нововведение коснется, в основном, средних экспортеров.

Хеджирование валютных рисков будет проводиться следующим образом. Экспортер вначале должен обратиться к РЭЦ – оператору данной программы, после чего РЭЦ собирает и передает ему оптимальные условия хеджирования, предлагаемые разными банками (которые будут предварительно отбираться в соответствии с критериями, аналогичными требованиям к банкам, претендующим на размещение государственных средств на своих депозитных счетах). Выбор конкретного банка остается за клиентом.

Хеджирование рисков, связанных с несырьевым экспортом, будет предлагаться в двух вариантах: в виде форвардных контрактов или беспостановочных опционов на продажу валюты. При выборе форвардного контракта компания-экспортер не тратит собственных средств, но обязуется продавать валюту по курсу, установленному в контракте, и вносить в банк денежное обеспечение (то есть ей придется извлечь эти средства из оборота, что не всегда удобно и целесообразно). Тем же, кто предпочтет опцион тут, придется купить у банка право на продажу валюты по минимальному курсу, однако они не обязаны продавать ее по тому же курсу (экспортер таким образом приобретает страховку в обмен на уплату опционной премии).

ВЭБ либо иной банк, уполномоченный на проведение этих операций, может дать клиенту гарантию, которая компенсирует риск невыполнения форвардного контракта, так что вносить обеспечение экспортеру не придется. Стоимость этих гарантий определяется кредитными рисками компании-экспортера, и для фирм, чье финансовое состояние стабильно и предсказуемо, это станет выгодным инструментом. Эти гарантии для ВЭБа не предусматривают никаких ограничений и квот, а мерой защиты его от рисков станут требования к клиентам, касающиеся их рейтинга и финансов.

Таким образом, компании, специализирующиеся на экспорте товаров, оказываются более защищенными от валютных рисков. Правда, они могут недополучить часть выгоды, если курс рубля опустится ниже форвардного, но валютные спекуляции не их профильная деятельность (в отличие от производства), так что эта ситуация вполне нормальна и допустима. Вероятно, предприятия будут недовольны упущенной выгодой, но это менее критично, чем потеря выручек из-за резкого укрепления рубля. Речь идет о компаниях, в настоящий момент не использующих хеджирование из-за возможных возражений держателей акций (в частных фирмах) либо Счетной палаты и прокуратуры (в государственных предприятиях).

По мнению экспертов, форвардные контракты станут менее привлекательны из-за обеспечения, которое придется вносить экспортерам для минимизации собственных рисков. Но банки тоже можно понять: таким образом они предотвращают свои риски. Ведь компании, являющиеся их клиентами, могут обанкротиться, потерять кредитоспособность либо счесть, что банк их обманывает: какой смысл, например, в курсе евро по 65 руб., если его рыночный курс ощутимо ниже, и можно сэкономить 10 млн рублей? Эти деньги банк заберет вперед и будет платить за них проценты на условиях залогового депозита. Проценты эти невелики (меньше тех, по которым фирма-экспортер берет кредиты или иным способом фондирует развитие бизнеса), и в итоге капитал постепенно проедается.

Эксперты возлагают надежды на гарантии Внешэкономбанка, которые выступают в качестве неплохой альтернативы этому методу хеджирования рисков экспорта. Однако в этом случае выгодность такого хеджирования будет определяться стоимостью ресурсов и потерями на разнице ставок между привлеченными и выдаваемыми ресурсами (величины этих ставок у каждого клиента индивидуальны).

Чтобы снизить риски экспорта, организации требуется изучить большой объем информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Наши исследования помогут Вам выстроить грамотную стратегию развития бизнеса, достичь оптимальной рентабельности за короткие сроки и сохранить высокий уровень конкурентоспособности.

Узнать подробнее

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Заказать обратный звонок


image Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2019. Все права защищены.

Вся полезная информация