Российский рынок автобусов в 2010 - 2011 годах

Российский рынок автобусов в 2010 - 2011 годах

Мировой экономический кризис, повлиявший на многие отрасли России, не обошел и рынок автобусов. Производство автобусов в 2008 и 2009 гг. неуклонно падало.  Восстановление рынка началось в 2010 году, когда скачок выпуска составил 29% к результату 2009 года. В 2011 году рост производства автобусов не остановился, но и не показал такого блестящего результата – всего +2% по сравнению с предыдущим годом. Всего за 2011 год было выпущено 46 213 автобусов. В 1 квартале прошлого года было произведено 7157 ед., что превысило результат 1 квартала 2010 года на 15%. На этом превышение прервалось до октября 2011 года. С апреля по сентябрь  2011 года выпуск автобусов показывал отрицательный прирост производства (-6,5% во 2 квартале и -7,3% в 3 квартале). Пик выпуска пришелся на 4 квартал 2011 года – 16 021 ед., что выше показателя октября-декабря 2010 года на 12,7% и составило 34% от общего объема выпуска 2011 года.


Рис.1. Динамика производства автобусов в 2010-2011 гг., шт.

Львиная доля отечественного производства автобусов (74%) приходится на 3 российских предприятия: Автомобильный завод ГАЗ, Павловский автобусный завод и Ульяновский автозавод.

В 2011 году “ГАЗ” сосредоточил у себя 30% рынка, увеличив свою долю на 6% по сравнению с 2010 годом. На 16,5% увеличилась и доля Ульяновского автозавода, что помогло опередить Павловский автобусный завод, занимавший в 2010 году вторую строчку рейтинга, а в связи со снижением производства на 25% переместился на третью.

Отвлечемся от “монстров” отечественного рынка автобусов и сосредоточим внимание на лидерах по приросту выпуска. На 725% удалось увеличить выпуск автобусов компании БАУ Мотор Корпорейшен. В 2010 году вышло всего 12 экземпляров BAW Street 2245, тогда как  в 2011 году уже 87. ООО СТ "Нижегородец" выпустил 4084 FordTransit в прошлом году против 2 159 ед. в 2010 г.(+189%). Замыкает тройку лидеров Ликинский автобусный завод, снявший с конвейера в 2011 году 2269 ЛиАЗов (+184%).  В прошлом году АЗ "Урал"показал также неплохой прирост производства, выпустив 883 вахтовых автобуса Урал, что выше результата 2010 года на 47,7%.


Рис. 2. Структура внутрироссийского производства автобусов в 2011 г., ед.

          Таким образом, всего за 2011 год Автозавод  ГАЗ выпустил 14 145 автобусов, ПАЗ - 10 026 экземпляров, Ульяновский автомобильный завод снял с конвейера 9 604 “уазика”, СТ "Нижегородец" произвел 4084 FordTransit, Ликинский автобусный завод - 2 269 автобусов большого и особо большого класса, СОЛЛЕРС-ЕЛАБУГА 1 921 FiatDucato, ТагАЗ – 1 054 автобуса, АЗ “Урал” – 883 вахтовых автобуса, КАвЗ – 871 автобус ПАЗ и КаВЗ,  Нефаз – 530 ед., на долю остальных производителей приходится менее 2%.

Согласно официальной таможенной статистике, за 2010-2011 год в Россию было импортировано 23 872 автобуса на общую сумму 601,3 млн. долларов. 


Рис. 3 Динамика импорта автобусов в 2010-2011 гг., ед.

В 1 квартале 2011 года было импортировано 2677 автобусов, что соответствует увеличению по отношению к 1 кварталу 2010 года в 3,8 раза (рекорд роста). В следующем квартале ввоз зарубежных автобусов вырос в 2,6 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и в 1,7 раза по сравнению с 1 кварталом 2011 года. Именно во 2 квартале 2011 года было ввезено больше всего автобусов иностранного производства. В последнее полугодие 2011 г. динамика незначительно варьировалась: то падала в 3 квартале на 5%, то опять поднималась на 1%в 4 квартале 2011 года по сравнению с  3 кварталом 2011 года. Однако общая тенденция сохранилась – в каждом квартале 2011 года импорт превышал значение аналогичного периода 2010 года (+57% за июль-сентябрь и +46% за октябрь-декабрь). Таким образом, ввоз иностранных автобусов в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос практически в 2 раза.

Структура рынка импорта автобусов не меняется уже несколько лет. В основном на территорию России ввозятся микроавтобусы. Если в 2010 году их доля в импорте составляла 70,5%, то в 2011 году - 70,9%. На автобусы большого класса приходится пятая часть импорта.

Среди ввозимых автобусов сегмента “микро”преобладает марка Hyundai (82,9%). На втором месте среди импортируемых микроавтобусов марка Toyota (12%), Nissanна третьем (1,6%). Наиболее популярными моделями микроавтобусов стали HyundaiGrandStarex и Starex (67,2% и 15% соответственно), ToyotaHiace с долей в 8,1%, ToyotaLandCruiser (3,7%) и NissanPatrol(1,5%).

Среди импортируемых автобусов большого класса лидирует также Hyundai (46%).Марка KIAна 2 месте(13%),а замыкает тройку лидеров с долей рынка в 11,6% DAEWOO.HyundaiUNIVERSESPACELUXURY стал наиболее популярным автобусом большого класса (20%), автобусов марки KIAGrandbirdбыло ввезено 12,5% от общего количества автобусов большого класса. На третьем месте Jac НК6120 (9.6%).

Среди оставшихся классов автобусов, которых было ввезено 1468 ед., лидирует HIGER(17%). Отстав на доли процента, БОГДАН расположился на втором месте (16,8%). Замыкает тройку лидеров FORD (14,9%).

При рассмотрении импорта в разрезе возрастной структуры было выявлено, что 63% импортируемых микроавтобусов являются поддержанными. Аналогичная ситуация и у вахтовых автобусов (75% бывших в эксплуатации). В остальных классах автобусов преобладают новые. Особенно выражено это в автобусах малого класса (98% новых) и в особо больших автобусах (94% новых).

Лидером среди регионов-получателей стал Приморский край, на его территорию было ввезено 11180 ед., что является 70% от всех ввезенных автобусов. Г. Москва на втором месте – 3463 экземпляров или 22%. На северную столицу России пришлось лишь 3,6%.    

За 2011 год было экспортировано 2247 автобусов, что превысило результат 2010 года практически в 1,5 раза. За первые 3 квартала 2011 года экспорт превышал показатели аналогичных периодов 2010 года. В 1 квартале 2011 года продажи за рубеж автобусов выросли в 2,66 раза по отношению к 1 кварталу предыдущего года. На следующий квартал пришелся пик экспорта – 792 автобуса, что превысило показатель 2 квартала 2010 года в 2,35 раза. В июле-сентябре прошлого года прирост экспорта составил 17% по отношению к июлю-сентябрю 2010 года, но показал -12% по отношению к пиковому периоду, а уже к концу 2011 года экспорт снизился еще на 41%. Таким образом, продажи 4 квартала  2011 года оказались даже ниже октября-декабря 2010 года на 17,5%.

Рис. 4 Динамика экспорта автобусов в 2010-2011 гг., ед.

По итогам 2011 года, лидерами стали автобусы ГАЗ (824 автобуса), увеличив свою долю рынка экспорта по сравнению с 2010 годом в 1,66 раз, опередив автобусы ПАЗ, которые в предыдущем году удерживали первенство, но в 2011 году сократили продажи за рубеж на 10%, что и послужило смещению на 2 позицию. На 3 месте УАЗ. Не смотря на увеличение экспорта на 17%, до уровня ПАЗА ему не хватает экспортировать еще 108 автобусов, а до уровня ГАЗА 397. Огромный рывок совершили автобусы КаВЗ, которых по итогам 2010 года было экспортировано всего 2 штуки, а за 2011 год увеличили продажи в 140 раз, чем и заслужили 4 место в рейтинге.

За 2011 год поддержанных автобусов было экспортировано всего 22 ед. против 2200 новых. Таким образом, всего бывших в эксплуатации автобусов продали всего 2% от общего объема экспорта. Для сравнения: в 2010 году таких автобусов было 21%.

Рис. 5 Основные страны назначения 2011 г., ед.

По данным официальной таможенной статистики, 38% автобусов было продано в соседнюю Украину – туда было направлено 854 автобуса. 444 автобуса было экспортировано на территорию Монголии (доля страны в экспорте составила 20%). 12% автобусов пришлось на страну из Центральной Америки Никарагуа – экспорт в натуральном выражении составил 280 автобусов.

С учетом всех экспортированных и импортированных автобусов, видимое внутреннее потребление в 2011 году можно оценить в 68 тысяч единиц. Причем на импортные приходилось 35% автобусов, когда в 2010 году  - лишь 16%.

Рис. 6 Структура внутрироссийского рынка автобусов 2011 г., ед.



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация