Российский рынок бульдозеров «до» и «после»

Российский рынок бульдозеров «до» и «после»

Динамика импорта и экспорта бульдозеров


Автор: Вадим Пашин, эксперт-аналитик информационно-аналитической компании «VVS»


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


В марте 2009 года компания ВладВнешСервис опубликовала обзор российского рынка бульдозеров. Выводы были, мягко говоря, не утешительные. Из 19 предприятий, производивших бульдозеры в 1999 году, по прошествии 10 лет остались лишь четыре. Объемы импорта год от года росли, и по итогам 2008 года доля импортной техники превысила 47% внутрироссийского потребления. Кто тогда мог предполагать, что самое худшее еще впереди?

В 2009 году объемы производства бульдозеров[1] снизились в 4,4 раза. До небывалой за всю последефолтную (с 1998 года) российскую историю отметки в 709 машин. Свернули производство двое из четырех «оставшихся» предприятий: орловский «Дормаш» и «Уральский машиностроительный завод». Суровые челябинские тракторостроители, в докризисные годы производившие 74% российских бульдозеров – по 250 штук в месяц в октябре 2009 выпустили всего 14 машин. По итогам года производство на ООО ЧТЗ «УРАЛТРАК» сократилось в 3,9 раза. Но это все цветочки. На чебоксарском «Промтракторе» объемы выпуска упали в 6,5 раз, полностью свернул производство орловский «Дормаш», а «Уральский машиностроительный завод» переключился на ремонт тракторной и бульдозерной техники.



Дном кризиса для российского рынка бульдозеров стал октябрь 2009 года, когда объемы производства сократились до 17 машин. Последовавший за ним рост можно даже назвать «бурным», хотя его темпы все же оказались в два раза ниже чем темпы предшествовавшего падения. К ноябрю 2010 года ежемесячные объемы выпуска бульдозеров достигли 155 штук. В зимние месяцы производство техники обычно снижается, поэтому последовавшее снижение выпуска на 20% можно отнести к категории сезонных явлений. Как поведет себя рынок в дальнейшем, станет ясно по результатам 2 квартала текущего года.


Как уже было сказано выше, до кризиса доля импортной техники[1] составляла чуть больше 47% российского рынка бульдозеров. Однако по итогам 2009 года она выросла почти до 49%. Не так уж и существенно, на первый взгляд - цветочки! Ягодки «поспели» в прошлом году. Так как восстановление рынка импорта происходило более высокими темпами, чем рынка производства, доля импортной техники по итогам 2010 года составила 63%.




В силу широкой сферы применения бульдозерной техники (строительная, добывающая отрасли и сельское хозяйство) импорт бульдозеров (как и их производство) практически не зависели от времени года. Однако в 2009 году падение спроса пришлось на летние месяцы, поэтому динамика импортных поставок практически полностью копирует динамику производства бульдозеров на российских предприятиях.



Еще одним проявлением кризиса стало резкое увеличение доли подержанной техники. До 2008 года включительно доля подержанной техники сокращалась и по итогам года составляла не более 40% годового объема импорта. Однако в 2009 году из-за резкого падения платежеспособности потребителей доля бывших в употреблении бульдозеров выросла до 65%. Но уже в прошлом году начался обратный процесс, и по итогам 2010 года количество подержанной техники снизилась до 47%.



Лидером по объемам импорта бульдозерной техники долгое время была японская компания Комацу. До кризиса на ее долю приходилась треть всех ввезенных в Россию бульдозеров. Даже в 2009 году японцам удалось сохранить если не объемы, то хотя бы долю рынка. Второе место прочно удерживал американский Катерпиллар, уступавший Комацу какие-то 5%. Замыкали тройку лидеров китайские товарищи. Бульдозеры Shantui, как писали в рекламе тех лет были «сделаны по чертежам Komatsu и под контролем Komatsu». Модельный ряд так же один в один повторял Komatsu. А вот цена на китайские машины была почти в 2 раза ниже.

До 2009 года Shantui стабильно прибавляла по 3% доли рынка в год. А в 2010 лихо обошла именитых соперников, заняв 34,5% российского рынка импортных бульдозеров. Естественно в натуральном исчислении.





 В 2008 году было экспортировано 478 машин, из которых 456 были отечественного производства. Причем 69% всего экспорта приходились на долю челябинского «Уралтрака». В 2009 году объемы экспортных поставок бульдозеров упали до 208 штук, а в 2010 – до 187 машин.



Таким образом, с учетом экспорта видимое внутреннее потребление бульдозеров в прошлом году составило 2352 машины, что составляет лишь 47% от докризисного уровня. Причем доля отечественной техники на внутреннем рынке снизилась до 44%.



[1] Источник: Росстат

[2] По данным ФТС России без учета торговли с Республикой Беларусь и с 1 июля 2010 года с Республикой Казахстан




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация