Рынок автосамосвалов. Есть куда стремиться!

Рынок автосамосвалов. Есть куда стремиться!

Динамика импорта и экспорта самосвалов



Автор: Аналитики информационно-аналитической компании VVS ("ВладВнешСервис")


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.

Самосвал – грузовой саморазгружающийся автомобиль, применяемый для перевозки навалочных, сыпучих и других грузов, пригодных для разгрузки посредством опрокидывания кузова.

Российский рынок самосвалов представлен как отечественными, так и зарубежными представителями.  Сложная экономическая ситуация, возникшая в России в связи с приходом финансового кризиса, привела к упадку как автопрома в целом, так и рынка самосвалов в частности.  Резко сократился не только импорт самосвалов, но и их выпуск внутри страны. С 2010 года наметилось некоторое восстановление рынка. Однако докризисные показатели еще не достигнуты. Ниже рассмотрим подробнее, в каком состоянии находится рынок самосвалов по истечению первых 6 месяцев 2012 года.

 

Российское производство[1]

По итогам первого полугодия 2012 года производство самосвалов в России составило 1,4 тыс. ед. техники[2]. Это на 3,5% меньше, чем было годом ранее, и конечно, очень далеко от результата 2008 года, когда объем выпуска самосвалов превысил 7,3 тыс. ед. техники. На территории нашей страны в настоящее время производством данных автомобилей занимается не так много заводов. Лидером среди них является ОАО КАМАЗ, на долю которого по оценочным данным может приходиться ¾ всего объема выпуска. Однако официальная статистика не отображает производство предприятия этого вида техники в категории «Самосвалы». Среди оставшихся российских производителей автосамосвалов главную скрипку играют 2 предприятия: ОАО «Саранский завод автосамосвалов» (Республика Мордовия) и ЗАО «Бецема» (Московская область).

По итогам 6 месяцев текущего года на ОАО «Саранский завод автосамосвалов» было выпущено 618 ед. техники, что на 29% меньше, чем сошло с конвейера завода годом ранее. ЗАО « Бецема» выпустило в первом полугодии 2012 года 566 самосвалов. Данный результат превысил итог 1 половины 2011 года на 22%. Далее среди российских производителей автосамосвалов выделим ОАО «Риат» (Республика Татарстан), выпускающее автомобили-самосвалы на шасси КАМАЗ-65115. Предприятие по итогам 1 полугодия 2012 года вышло на 104 ед. техники, превысив результат 1 половины прошлого года на 35,5%. На ООО «Ивеко-АМТ» (Челябинская область) было произведено 80 самосвалов – на 17% меньше, чем годом ранее. Одну машину выпустило ОАО «Мценский завод КОММАШ» (Орловская область) против 2-х самосвалов, изготовленных предприятием в первой половине прошлого года.

 

Импорт[3]

Немного о динамике импорта. В первом полугодии 2008 года наметилась положительная тенденция:  объемы импорта во 2 квартале превысили объемы импорта в первой четверти года в 2,2 раза. Возможно, свою роль сыграл и разгар строительства, и как следствие, необходимость оснащения строек техникой. 3 квартал оказался не таким удачным. Импорт  самосвалов по отношению к апрелю – июню 2008 года снизился на 23%. Конец 2008 года ознаменовался начавшимся мировым финансовым кризисом.

Итог 4 квартала – всего 58% от объемов 3 квартала 2008 года. Итог года – 14,5 тыс. самосвалов. Сложная экономическая ситуация как в стране, так и в мире сыграла свою роль на объемах ввоза строительной и автомобильной техники в 2009 году. Объемы импорта самосвалов по итогам года составили лишь 5,6% от объемов импорта 2008 года – чуть больше 8 сотен самосвалов. Начало 2010 года не вселяло оптимизма. Ввоз самосвалов в 1 квартале 2010 года оказался почти в 2 раза меньше, чем в аналогичный период 2009 года. Однако в дальнейшем ситуация изменилась в положительную сторону – объемы импорта росли из квартала в квартал. Итог – 1,6 тыс. ед. техники (+92% к результатам 2009 года). Прошедший 2011 год стал еще более успешным – на территорию России было ввезено 7,6 тыс. автомобилей (почти в 5 раз больше, чем годом ранее). По итогам 1 половины 2012 года  импорт самосвалов различной тоннажности  составил 5,7 тыс. шт. Это в 2,3 раза больше по сравнению с результатом первых 6 месяцев 2011 года, но все еще меньше (на 27%), чем было в 1 полугодии 2008 года



Рис.1. Динамика импорта самосвалов, тыс. шт.

 

По итогам 1 полугодия 2011 года импорт самосвалов на 57,7% состоял из автомобилей китайского происхождения. К концу года доля их в общем объеме импорта за 12 мес. выросла до 73%.  За 1 половину текущего года на территорию России поступило 4,7 тыс. «китайцев», что составило 81,7% от общего объема импорта. Среди основных китайских брендов лидируют Shaanxi, Howo, Faw.

На втором месте среди стран-производителей ввозимых в Россию в 1 полугодии самосвалов находится Корея (Республика). Доля ее всего 6%. Отметим, что годом ранее Корея так же занимала 2 строчку рейтинга, но с большей долей (9,8%). Страна представлена в импорте такими брендами, как Daewoo, Hyundai, Kia.  

Замыкает тройку лидеров Австрия с 3% от общего объема импорта, где были произведены 170 самосвалов марки Man, поступивших на территорию нашей страны.

Далее следует Швеция (2,1%), потерявшая по сравнению с 1 полугодием 2011 года 3% от доли в импорте. Основным представителем данной страны является Volvo.

Самосвалы родом из Великобритании (Caterpillar и Terex) занимают в импорте по итогам 1 половины 2012 года 1,4%. Японские самосвалы, лидером среди которых является такой бренд как Komatsu, имеют кусочек в 1,3% от общего пирога. Столько же у дружественной Украины, представленной в импорте самосвалами Краз. Более 1% принадлежит еще одной стране – Германии (1,1%). Остальные страны не дотянули до 1%-го уровня.



Рис.2. Структура импорта самосвалов в разрезе стран-производителей, тыс. шт.

 

Почти на 97% импорт самосвалов в 1 полугодии текущего года состоит из новой техники. На долю автомобилей, бывших в эксплуатации, приходится чуть более 3%. Стоит отметить, что доля нового транспорта растет – годом ранее она составляла 87%, а по итогам всего 2011 года – 93%.



Рис.3. Структура импорта самосвалов в зависимости от срока эксплуатации, тыс. шт.

                     

В 1 полугодии 2012 года на первую семерку брендов приходится 85% всего импорта. Тройку лидеров составляют китайские представители Shaanxi, Howo, Faw. Доля Shaanxi превышает 53%, на территорию России поступило чуть более 3 тыс. самосвалов данной марки. Годом ранее с 800 самосвалам бренд занимал 32% от общего объема импорта, по итогам 12 мес. 2011 года процент присутствия данной марки в импорте увеличился до 41%. Как видим, Shaanxi продолжает понемногу отбирать у других кусочки рыночного пирога.

Импорт самосвалов Howo за 6 мес. 2012 года составил чуть меньше 660 шт. или 11,5% в общем объеме. По итогам 1 половины года 2011 данному бренду принадлежало 12,1%  импорта. Таким образом, несмотря на двукратное увеличение количества ввезенных автомобилей, Howo все же, пусть и незначительно, но уступил свою долю.

Самосвалы Faw по итогам 1 полугодия текущего года заняли 10% импорта. Количество ввезенных автомобилей превысило 570 шт., увеличившись по сравнению с  1 половиной 2011 года почти в 4 раза. Это позволило бренду не только увеличить долю на 4%, но и подняться в нашем рейтинге на 1 позицию вверх.

Далее следуют Hyundai (3.4%), Man (3.2%), DongFeng (2.1%), North-Behz (2.1%).




Экспорт

С 1 июля 2010 года в связи с образованием Таможенного Союза между Россией, Казахстаном и Беларусью торговля между этими странами перестала отражаться в официальной таможенной статистике, поэтому экспорт самосвалов будем рассматривать без участия данных стран. Как видно из рисунка, экспорт в Казахстан в период 2008 - 1 полугодия 2010 гг. занимал не такую уж большую долю в общем объеме, поэтому картина без его учета, скорее всего, особо не изменится.

Итак, пик экспорта пришелся на 2008 год, когда за границу (помимо Казахстана) было отправлено почти 4 тыс. самосвалов. Через год результат оказался меньше – 2,3 тыс. ед. техники. В 2010 году падение объемов экспорта продолжилось. Итог года – минус 55% по отношению к году 2009.  2011 год закончился с результатом в 1,3 тыс. самосвалов и минус 11% к прошлогоднему результату. По итогам 1 полугодия 2012 года объем экспорта самосвалов составил чуть больше 620 ед. техники, уступив аналогичному показателю прошлого года 24%.  До 95% экспорт самосвалов состоит из техники российского производства. Исключением стали 2009 и 2010 гг., когда доля «иностранцев» выросла до 22%.




[1] Данные АСМ-Холдинга, не включают производство ОАО КАМАЗ

[2] Не включая производство ОАО КАМАЗ

[3] Данные ФТС. Тематическая выборка по позиции ТН ВЭД 8704. Не включает торговлю со странами – членами Таможенного Союза




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация