Рынок экскаваторов в России в 2010 году

Рынок экскаваторов в России в 2010 году

Динамика импорта и экспорта экскаваторов за 2010 год


Автор: Вадим Пашин, эксперт-аналитик информационно-аналитической компании «VVS»


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


За минувшие 10 лет производство экскаваторов в России пережило и стагнацию, и взлеты, и падения. Если в период с 2000 по 2006 год объемы выпуска не превышали 4 тысяч штук в год, то в 2007 году российскими предприятиями было выпущено 6265 экскаваторов. Рост производства составил более 48%. Вероятнее всего, это связано с повсеместным строительным бумом, начавшимся годом ранее.



Первая половина 2008 года так же располагала к тому, чтобы побить и этот рекорд – по итогам 6 месяцев было произведено 3500 единиц техники. Но в октябре Россия оказалось под волной мирового финансового кризиса, и строительный бум закончился, не успев начаться. В результате, по итогам 2008 года был достигнут показатель лишь в 5506 экскаваторов.

 

В 2009 году производство упало почти в 4 раза – российскими предприятиями была изготовлена всего 1391 машина. По итогам минувшего года объем выпуска экскаваторов составил 2079 штук, что на 49% больше чем годом ранее. Темпы роста, мягко говоря «не впечатляют». И если они сохранятся на прежнем уровне, то докризисных показателей мы достигнем в лучшем случае к 2016 году.

 

Вместе с тем спрос на экскаваторы всегда превосходил предложение. Даже в кризисный 2009 год импорт экскаваторов на 9% превышал объемы внутреннего производства. Вплоть до 2007 года импорт экскаваторов демонстрировал положительные темпы роста. Если в 2006 году было ввезено 5169 экскаваторов, то в 2007 году этот результат оказался почти в 2 раза выше – 10034. Уже на 1 квартал 2008 года закупки данной техники превысили результаты  1 квартала 2007 года на 28%. Однако из-за начавшегося финансового кризиса, импорт экскаваторов по итогам 2008 года составил всего 9974 экскаваторов, не дотянув до результата 2007 года около 0,6 %.




С наступлением кризиса объемы закупок упали в 6,6 раза, то есть гораздо сильнее, чем объемы производства. Тем не менее, за 2009 год в Россию было ввезено 1516 экскаваторов, что на 9% больше, чем было произведено внутри страны. Неудивительно, что темпы восстановления импорта экскаваторов так же значительно опережают темпы восстановления внутреннего производства. В 2010 году в Россию было ввезено 3949 единиц техники, что в 2,6 раза больше чем годом ранее.

На фоне таких объемов импорта экспорт экскаваторов можно сказать отсутствует. За последние пять лет предприятиями России было экспортировано порядка 2794 единиц техники. То есть в 10,7 раз меньше чем импортировано. Причем российский экспорт экскаваторов лишь на 76% состоит из техники отечественного производства. Оставшиеся 24% - это либо экскаваторы, ранее купленные за рубежом, но уже не нужные потребителю, либо техника, которая не нашла на территории нашей страны своего покупателя. Таким образом, в объеме внутреннего производства доля экспорта в среднем за 5 лет составляет чуть более 11%.



Лидирующим отечественным предприятием по выпуску экскаваторов является ОАО «ТВЭКС», которое вплоть до 2008 года обеспечивало более 40% годового объема внутрироссийского производства. Второе место долгое время удерживало ОАО НПК «Уралвагонзавод», но в кризисный год предприятие не выпустило ни одного экскаватора, уступив свою строчку в рейтинге «Дмитровскому экскаваторному заводу» (ДЭЗ). Тоже самое произошло с ОАО «МК КРАНЭКС», которое до 2008 года замыкало тройку лидеров. Но в 2009 году объемы производства «КРАНЭКС», упали в 19 раз, и в результате третье место досталось омскому ОАО «КБ Транспортного машиностроения» (КБТМ).

В 2010 году тройка лидеров осталась прежней, однако структура производства немного изменилась, поскольку большинство предприятий увеличило свои объемы. Так, например, лидер отрасли ОАО «ТВЭКС» выпустило на 60% техники больше, чем в кризисный 2009 год. В 3 раза увеличили объемы производства ЗАО «Эксмаш», ОАО «МК КРАНЭКС», ОАО «ПО Елабужский автомобильный завод», а также ООО «Катерпиллар Тосно» - дочернее предприятие американского гиганта Caterpillar Inc., производство экскаваторов на котором началось в 2008 году. 11 сентября 2010 года была проведена официальная церемония открытия в Ярославской области ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус», способного выпустить в год до 3000 тыс. экскаваторов. По итогам 2010 года предприятием было выпущено 77 ед. техники.



Основу всего импорта в количественном исчислении составляют экскаваторы 4-х марок: Hitachi, Komatsu, Hyundai, Caterpillar. На протяжении последних  лет меняются лишь их позиции в рейтинге и доли от общего объема. Так, например, в 2006, 2007 и 2008 годах лидером были экскаваторы Hitachi. Однако с каждым годом доля данной марки рынка сокращалась и в 2009 году Hitachi опустилась сразу на 4 строчку рейтинга. 2010 год стал для данного бренда более успешным позволив занять 11,8% от общего объема импорта и подняться на третье место. Компания Komatsu, чьи экскаваторы до кризиса стабильно удерживали второе место по популярности среди российских покупателей, в 2009 году увеличила свою долю до 20,4%, заняв, таким образом, первое место в рейтинге. В 2010 году техника Komatsu сохранила лидерство с 19,9% от общего объема импорта. На втором месте с 2009 года обосновались экскаваторы марки Hyundai, до кризиса бывшие лишь третьими.



Компанией-лидером среди экспортеров экскаваторов является ОАО «ТВЭКС», располагающийся в Тверской области. Им отправлено за границу треть всего экспорта за последние 5 лет. По итогам 2010 года экспорт данного предприятия составил 37%.

Видимое внутреннее потребление экскаваторов повторяет тенденции производства и внешнеторговых операций данной техники. Пик пришелся на 2007 год когда ВВП достигло рекордных 15526 штук. В 2008 потребление снизилось на 3,5%, составив 14975 машин. А в 2009 году, когда многие строительные работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования, потребность в экскаваторах сократилась в 6 раз.

2010 год показал рост потребления в 2,5 раза по отношению к 2009 году, в основном, за счет увеличения поставок из-за рубежа.



Если же проследить изменение доли импорта в структуре видимого внутреннего потребления, то за 5 лет она планомерно увеличивалась с 61 до 70%. Это говорит о том, что российские производители не в состоянии обеспечить отечественных потребителей данным видом техники. Возможно с открытием в Ярославле завода по производству столь популярных в России  экскаваторов «Комацу» ситуация изменится. Поживем - увидим.


      Получите более подробную информацию, заказав аналитический обзор рынка дорожно-строительной техники.


      По индивидуальному запросу мы подготовим для Вас детальный анализ статистики экспорта и статистики импорта  рынка дорожно-строительной техники.




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация