Рынок грузовиков в 1 полугодии 2012 года. Кто. Где. Сколько.

Рынок грузовиков в 1 полугодии 2012 года

Автор: Наталья Крылова, аналитик компании «VVS»
Скачать статью в pdf-версии можно здесь.

Как только мировая экономика отошла от последствий финансового кризиса, автомобильная отрасль после стремительного полета вниз начала свое восстановление. Посмотрим, как чувствует себя российский автопром в первой половине 2012 года.

Производство

По итогам 1 полугодия 2012 года производство грузовых автомобилей в России составило 96,5 тыс. шт.[1] Это на 5% больше, чем вышло с конвейеров отечественных предприятий за 6 первых месяцев года 2011. Динамика выпуска автомобилей нестабильна. В 2011 году рост сменялся падением и наоборот. В первые 5 месяцев 2012 года объем производства шел по нарастающей. Но в июне количество автомобилей, выпущенных в нашей стране, упало по отношению к маю на 7%.


Рис.1. динамика производства грузовых автомобилей в России, тыс. шт.

Лидером среди российских производителей является ООО Автомобильный завод «Газ», занимающийся производством легких грузовиков и грузовиков среднетоннажных. Предприятие по итогам 6 месяцев текущего года выпустило 39,6 тыс. автомобилей (41% от общего объема производства), что на 1 процент меньше, чем годом ранее.

На втором месте ОАО «КАМАЗ», выпустивший 24,8 тыс. автомобилей, превысив прошлогодний результат на 16,6%.В общем объеме производства предприятию принадлежит 25,7%. За год оно сумело отвоевать 2,6%. В июне на предприятии была введена 4-дневная рабочая неделя во избежание перегрузок складов, но по итогам июля было принято решение вернуться к рабочей 5-дневке в  связи с увеличением количества заказов.[2]

Третье место занимает ОАО «УАЗ» с объемом производства за 1 полугодие 2012 года в 11 тыс. легких грузовиков. Несмотря на увеличение выпуска автомобилей отдельных моделей (так, производство UAZ-2363 Pickupвыросло на 76%), общий объем производства предприятия снизился по отношению к 1 полугодию 2011 года на 14,5%. При этом доля ОАО «УАЗ» уменьшилась на 2,6%.

На следующей строчке рейтинга еще один представитель группы SollersООО «FordSollers–Алабуга», начавшее свою работу 1 октября 2011 года. Предприятие занимается производством, продажей и обслуживанием автомобилей Ford. За первых 6 месяцев 2012 года оно произвело около 3,8 тыс. автомобилей, откусив с этим результатом 3,9% от общего пирога.

Далее, примерно с таким же результатом с разницей в 3 автомобиля расположилось ОАО АЗ «Урал». По отношению к 1 полугодию 2011 года предприятие сократило выпуск автомобилей на 20%, потеряв 1,2% от доли в общем объеме производства. Стоить отметить, однако, что выпуск отдельных моделей предприятием значительно вырос (УРАЛ-5323 на 25%, УРАЛ-6370 на 45%). А вот автомобилей серии, доминирующей в общем объеме выпуска ОАО АЗ «Урал» -  УРАЛ-4320 – было произведено на 25% меньше, чем годом ранее.

На шестом месте закрепилось ЗАО «Вольво Восток» - одно из первых предприятий, открытое для сборки иностранных коммерческих автомобилей. Производство располагалось сначала в Зеленограде, но позднее было перенесено в Калужскую область. Торжественная церемония запуска состоялась 19 января 2009 года. По итогам 6 месяцев 2012 года предприятие выпустило чуть больше 3 тыс. автомобилей (3,16% в общем объеме), что выше результата прошлого года на 45%. 

Седьмая строчка рейтинга принадлежит ООО ОАГ, которая приобрела в 2011 году активы компании ОАО «ИжАвто» и его дочерних предприятий. Выпуск в первой половине 2012 года составил 2,2 автомобиля ИЖ-27175, превысив аналогичный показатель прошлого года на 18%.

Более 1 тыс. грузовых автомобилей выпустили еще 2 предприятия: ООО «ПСА ВИС-АВТО» (1,8 тыс. шт.) и ООО «ФУЗО-КАМАЗ Тракс Рус», начавшее свое производство в июле 2010 года (1,05 тыс. шт.). Первое увеличило объем производства на 31%. Второе – в 1,6 раза.

На остальные предприятия приходится 5,7% от общего выпуска автомобилей.


Рис.2. Структура производства грузовых автомобилей, тыс.  шт.

Импорт

Импорт грузовых автомобилей[3] по итогам первых 6 месяцев текущего года составил 65,4 тыс. шт., превысив  результат первой половины года прошедшего на 21%. Начало года привычно было не особо впечатляющим. Что поделать – новогодние каникулы. Однако уже в январе было ввезено грузовиков  в 1,7 раза больше, чем годом ранее. Затем – поступательный рост с небольшим падением в апреле. В целом кривая импорта в 2012 году, располагаясь чуть выше, практически повторяет прошлогодний рисунок.


Рис.3. Динамика импорта грузовых автомобилей, тыс. шт.

Импорт грузовиков можно разделить на 3 группы: седельные тягачи, грузовые автомобили с ДВС с воспламенением от сжатия (дизель или полудизель) и автомобили с ДВС с воспламенением от искры (бензиновый). Львиную долю импортного транспорта составляют авто с ДВС с воспламенением от сжатия.При этом доля эта в 1 полугодии 2012 года выросла до 75%против 70% в 1 половине 2011 года. Седельные тягачи сократили за этот период свое присутствие в импорте с 22% до 18%. Ну и грузовики с ДВС с воспламенением от искры, имея и так совсем небольшую долю в общем объеме, потеряли еще 1,6%  (6,1% в январе-июне 2012 года против 7,7% в 1 половине 2011 года).


Рис.4. Структура импорта грузовых автомобилей, тыс.шт.

Наиболее интересными являются 2 первые категории, поэтому в дальнейшем подробнее рассмотрим структуру импорта грузовых автомобилей без учета транспорта с бензиновыми ДВС. Среди категорий, определяемых полной массой автомобиля, основную часть занимают легкие грузовики от 2,8 до 3,5 тонн (38,9%). Еще 33,2% импорта приходится на авто с полной массой от 16 тонн. Самые легкие грузовики занимают сегмент в 12,9%  от общего объема импорта. Две другие оставшиеся категории – автомобили с полной массой 6,1-15,99 тонн и 3,51-6 тонн – смогли получить по 9,7% и 5,2% соответственно.


Рис.5.  Структура импорта грузовых автомобилей (без учета грузовиков с бензиновым ДВС) в зависимости от полной массы, тыс. шт.

Рассмотрим импорт каждого из выше указанных сегментов более подробно.

Грузовые автомобили с полной массой до 2,8 тонн

По итогам первых 6 месяцев текущего года импорт грузовых автомобилей полной массой до 2,8 тонн составил 7,9 тыс. шт. На 62,2% ввоз данных грузовиков в 1 полугодии 2012 года состоит из нового транспорта. При этом отметим, что по сравнению с первой половиной 2011 года, доля «новичков» увеличилась. Годом ранее присутствие их в импорте составляло 56%. Лидером данной категорииявляется японский представитель – Toyota(37.9%). За ним расположилиськорейскиеSsangYong (12%),Kia (9.7%)и Hyundai (8.9%).Значимую долю занимают также автомобили следующих марок: Ford, Peugeot, Volkswagen, Citroen, Renault,Mercedes-Benz.

Грузовые автомобили с полной массой 2,8-3,5 тонн

В первом полугодии на территорию Россиибыло ввезено 23,9 тыс. грузовых автомобилей с полной массой от 2,8 до 3,5 тонн включительно. Относительно января-июня прошлого года объем импорта вырос на 24%.  Основную часть, а точнее 71%, импорт грузовиков данного сегмента составляют новые машины. Соответственно, доля автомобилей, бывших в эксплуатации, в импорте равна 29%.Годом ранее доля нового транспорта была чуть меньше – 69%.  Среди брендов в данной категории по итогам полугодия лидером стала Kia (17,1%), на втором месте – Peugeot (14,8%). Замыкает тройку лидеров Mitsubishi (13.4%). Кроме тройки лидеров  10%-й барьер преодолел только еще один бренд – Volkswagen (12.5%). Отметим, что годом ранее возглавлял рейтинг японский бренд Mitsubishi с долей в общем объеме импорта 21%. Марка потеряла позиции не только в относительном выражении, но и в количественном. Если в 1 половине года 2011 на российский рынок поступило около 4 тыс. машин данной марки, то в этом году количество автомобилей едва перевалило за 3,2 тыс. шт.Kiaпо итогам первых двух кварталов прошлого года была лишь второй (14%). Взобраться на первое место ей позволил рост количества ввезенных машин в 1,5 раза. Peugeotсмог увеличить присутствие в импорте почти на 7%, поднявшись благодаря этому на второе место с шестого. Во многом этому способствовало увеличение количества ввезенных автомобилей вдвое (2,3 раза). Относительно стабильно положение Volkswagenа - в прошлом году данный бренд также располагался на 4 месте. Однако стоит отметить, что объем импорта в количественном исчислении вырос на 40%. Похожая ситуация обстоит с Hyundai. Как и годом ранее, бренд располагается на 5 месте, несмотря на увеличение количества ввезенных грузовиков на 22%. Вдвое вырос импорт Citroenа, что позволило марке увеличить свое присутствие на 2,4%. И если по итогам 1 половины 2011 года Citroenзамыкал 10-ку рейтинга, то в 1 полугодии текущего года он поднялся на 6 место. Среди прочих марок выделим также Fiat, доля которого выросла с 0,4% до 5,3%. При этом количество автомобилей выросло в 15 раз! Если за январь-июнь 2011 года на территорию России не поступило и 100 грузовиков данной марки, то за 6 месяцев 2012 года их количество приблизилось к 1,3 тыс. шт.

Грузовые автомобили с полной массой 3,51-6 тонн

По итогам 1 полугодия 2012 года на территорию России поступило 3,2 тыс. грузовых автомобилей с полной массой 3,51-6 тонн включительно, что на 39% меньше, чем годом ранее. В данной категории также доминируют новые автомобили, доля которых составляет 88%. Однако отметим, что в 1 полугодии 2011 года «новички» занимали 94%  от общего объема импорта. Бесспорным лидером в данном сегменте является Mercedes-Benz (35,1%), поднявшись с третьего места, занимаемого в первом полугодии 2011 года (13,9%). На втором месте Volkswagen (16.8%), поднявшийся с пятого места  и увеличивший свою долю почти на 10%. Замыкает тройку лидеров Iveco (14.9%), также улучшивший за год свое положение. По итогам 1 полугодия 2011 года на данный  бренд  приходилось всего 6,4%. На 4 месте закрепился Hyundai(12,6%), увеличивший свою долю на 4,5%.

Грузовые автомобили с полной массой 6,1-15,99 тонн

За первых 6 месяцев текущего года на территорию России поступило 6 тыс. грузовых автомобилей с полной массой 6,1-15,99 тонн, что на 34% больше, чем было годом ранее. На 87% импорт автомобилей данного сегмента состоит из нового транспорта. Лидером среди брендов в данной категории является корейскийHyundai (41.8%). Стоить отметить, что годом ранее его лидерство было более неоспоримым – 62,7% от общего пирога. Во многом этому способствовало усиление позиций китайского Fotonа. Данный бренд увеличил свое присутствие в импорте на 11%, шагнув с третьего места на второе (17,1%). При этом количество автомобилей, ввезенных на территорию России в первом полугодии 2012 года в 3,7 раза больше, чем в первой половине прошлого года.  На третью позицию опустился японский представитель Hino, несмотря на рост импорта в количественном (на 46%) выражении и на увеличение доли в импорте (с 13,4% до 14,6%). Далее расположились представители «большой европейской семерки» - Iveco (6.4%), Man (6.1%), Mercedes-Benz (5.8%).

Грузовые автомобили с полной массой от 16 тонн

Импорт грузовиков с полной массой свыше 16 тонн по итогам 1 половины 2012 года составил 20,4 тыс. автомобилей, что больше результата прошлого года на 27%. Из них – 12,4 тыс. автомобилей – седельные тягачи. 77% ввезенных на территорию России грузовиков данного весового сегмента являются новыми. Годом ранее этот показатель приблизился лишь к 64%. Если говорить только о седельных тягачах, то здесь доля поддержанных автомобилей выше. В первом полугодии 2011 года они занимали 58% в общем объеме импорта, в первой половине 2012 года – 67%.

Первую строчку рейтинга по количеству ввезенных автомобилей с полной массой свыше 16 тонн занимает немецкийManс 19,5% от общего объема импорта. Годом ранее доля Manа была более высокой – 26,4%. При этом бренд не только потерял кусочек от всего пирога, но и на 6%  упало  количество ввезенных автомобилей. Из 4 тыс. грузовиков данной марки 2,7 тыс. шт. – это седельные тягачи. На второе место с шестого поднялась китайская марка Shaanxi (16.1%), за год увеличившая долю на 11%. При этом количество ввезенных автомобилей выросло с 0,8 тыс.шт. до 3,2 тыс.шт. Из них – 218 шт. являются седельными  тягачами. На третьем месте – голландскийDaf (14.7%), сумевший подняться с четвертой позиции. При этом количество автомобилей по сравнению с 1 половиной 2011 года увеличилось в 1,5 раза. Практически все автомобили данной марки, за исключением 49 шт., являются седельные тягачи. За Dafом следуют еще 3 представителя «большой семерки» - Scania (9.6%), Volvo (8.4%), Mercedes-Benz (7.9%). Scaniaна четвертое место опустилась со второй позиции, которою занимала годом ранее (16,1%). Из 2 тыс. автомобилей  данной марки 1,8 тыс. шт. приходятся на седельные тягачи. На 2 позиции вниз по сравнению с первой половиной 2011 года опустилась и Volvo, потеряв 3,7% от доли в импорте и 12% от количества ввезенных автомобилей. Из 1,7 тыс. шт. – 1,6 тыс. седельных тягачей. Mercedes-Benzхоть и опустился на 1 строчку вниз и потерял 1% от доли в импорте, увеличил количество автомобилей  на 14%. Далее в рейтинге еще один китайский представитель – Howo (4.2%) и оставшиеся представители европейской семерки Iveco (3.8%) и Renault (3.2%).Замыкает десятку Fawс 3,1% от общего импорта. Таким образом, 10-ка лучших брендов в данной категории автомобилей состоит из европейских грандов («большой семерки») и трех грандов китайского автомобилестроения.

Рассматривая, как выглядит 10 наиболее популярных марок седельных тягачей, отметим, что первые 7 мест приходятся на большую европейскую семерку, затем 2 китайца и 1 кореец. (рис. 6)


Рис.6. Структура импорта седельных тягачей в 1 полугодии 2012 года, тыс. шт.

Экспорт

По итогам первой половины 2012 года российский экспорт составил около 4,1 тыс. грузовых автомобилей[3], что на 36% меньше, чем было годом ранее. На 94% экспорт состоит из автомобилей российского производства, остальные 6% - это грузовики иностранного производства, которые по различным причинам не прижились в России. 

Рис.7. Динамика экспорта грузовых автомобилей, шт.

Самой многочисленной группой автомобилей в российском экспорте являются грузовики с ДВС с воспламенением от сжатия (дизельный или полудизельный двигатель). В первом полугодии 2012 года их доля в общем объеме увеличилась с 43% до 55%.

Рис.8. Структура эксорта грузовых автомобилей, тыс.шт.

Теперь о каждой категории более подробно.

Седельные тягачи

В 1 полугодии 2012 года экспорт седельных тягачей составил 157 автомобилей, что составило всего 17% от прошлогоднего результата. Лидером является российскийКамаз, занимающий 37,6% в общем объеме экспорта. Годом ранее доля Камаза была 64,7%, но сокращение количества экспортируемых автомобилей на 90% не позволило сохранить такой процент присутствия. А вот следующие 5 строчек принадлежат европейским брендам: Volvo (35%), Renault (6.4%), Daf (5.7%), Mercedes-Benz (5.1%), Man (3.2%).Видимо, этиавтомобили в России стали уже ненужными.

Грузовые автомобили с ДВС с воспламенением от сжатия

За первых 6 месяцев 2012 года экспорт автомобилей с дизельным или полудизельным двигателем составил 2,2 тыс. шт., что на 20% меньше, чем было годом ранее. На 49% экспорт состоит из автомобилей с полной массой свыше 16 тонн, 33,5% приходятся на грузовики  с полной массой 6,1-15,99 тонн. Автомобили с полной массой 2,8-3,5 тонн смогли отстоять 17%. Остальные 0,5% поделили автомобили с полной массой до 2,8 тонн и 3,51-6 тонн.

Лидером в категории автомобилей с полной массой свыше 16 тонн стал Камаз, занимающий 85,7% от общего объема экспорта. На втором месте автомобили Урал (6,7%), затем следуют грузовики Маз (2,5%).

В категории грузовых автомобилей с полной массой от 6,1 до 15,99 тонн лидирующую позицию занимает Газ с 44% от общего пирога. Однако годом ранее лидерство данного представителя было более уверенным – 61%. На втором месте расположился Урал с 23,7%, сумевший укрепить свои позиции по отношению к 1 половине 2011 года, увеличив свое присутствие в экспорте на 13,9%. Замыкает тройку лидеров Камаз, доля которого осталась практически на прежнем уровне, что, однако, не позволило ему сохранить 2 место, занимаемое им по итогам 6 месяцев 2011 года.

Бесспорным лидером в экспорте автомобилей с полной массой 2,8-3,5 тонн включительно стал Газ. По итогам 1 полугодия текущего года доля его составила 83% (на 3% меньше, чем годом ранее). Далее в рейтинге расположились бренды иностранного происхождения:Kia (8%), Hyundai (4,2%), Ford (1.6%).

Грузовые автомобили с ДВС с воспламенением от искры

По итогам 1 половины 2012 года российские предприятия отправили за рубеж 1,7 тыс. грузовых автомобилей с бензиновыми двигателями, что меньше на 37% результата 1 полугодия 2011 года. Из них 75,5% занимают автомобили с полной массой 2,8-3,5 тонн включительно. Лидером данной категории стал Газ, на который пришлось 81% от всего объема продаж. К слову, годом ранее он занимал 94%. На втором месте закрепился Уаз, увеличивший свою долю с 5,6% до 17,8%.

Еще 19% приходятся на экспорт автомобилей с полной массой до 2,8 тонн. Здесь пальма первенства принадлежит Уазу (75,3). Оставшиеся 24,7% - поставки автомобилей Иж.

В немногочисленной категории грузовых авто с полной массой 6,1-15,99 тонн (4,7%) доминирует Зил (90%).

Остальные 0,8% поделили между собой автомобили с полной массой 3,51-6 тонн и от 16 тонн.

Возможно, картина в экспорте выглядела бы иначе, если бы данные включали торговлю с Казахстаном и Беларусью. Ну а пока как-то так…

Итак, рынок автопрома в России не стоит на месте. Будем следить за его движением дальше. В какую сторону оно будет – покажет время. 

[1] Источник: АСМ-Холдинг

[2] http://камаз.рф

[3] Данные ФТС. Тематическая выборка по позициям ТН ВЭД 870120, 8704. Не включены карьерные самосвалы, автомобили для подземных работ, форвардеры и аналогичная техника. Не включает торговлю со странами – членами Таможенного Союза




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация