Обзор российского рынка мороженого за 2013 год

Обзор российского рынка мороженого за 2013 год

Динамика импорта и экспорта мороженого за 2013 год



Наталья Крылова, аналитик компании VVS («ВладВнешСервис»)


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


Наверное, самым распространенным и самым любимым десертом для многих из нас является мороженое. Богатый ассортимент продукции, предлагаемый сейчас рынку как отечественными, так и зарубежными производителями, позволяет каждому найти лакомство себе по вкусу. В преддверии лета, солнца и жары рассмотрим, какова ситуация на российском рынке мороженого сейчас.

Объем производства мороженого по итогам 2013 года составил 372,2 тыс. тонн. Это на 3,6% меньше по отношению к 2012 году, когда было произведено 386,3 тыс. тонн лакомства. В первом квартале 2014 года российскими производителями было выпущено 73,7 тыс. тонн мороженого – на 2,1% больше, чем годом ранее. Динамика производства имеет вполне объяснимый сезонный характер – при 25-30-градусной жаре холодного десерта хочется больше, чем при морозе в -15.


Рис.1 Динамика производства рынка мороженого, т


Несмотря на внушительные объемы отечественного производства рынка мороженого, российский рынок открыт и для иностранных производителей. В 2013 году на территорию России было ввезено 10,6 тыс. т мороженого на сумму 43,2 млн. долл. По отношению к 2012 году импорт вырос как в натуральном выражении (+28,9%), так и в денежном исчислении (30,4%). В наступившем году рост объемов продолжается. Так, по итогам 1 квартала 2014 года импорт мороженого составил 2,3 тыс. тонны (+28,6% к январю-марту 2013 г.) общей стоимостью 9,1 млн. долл. (+17,9%). Динамика импорта мороженого нестабильна, но можно отметить сезонность, легко объяснимую «температурой» продукта: наибольшие объемы закупок приходятся на май и летние месяцы, наименьшие – на зиму.


Рис.2 Динамика импорта мороженого


Средняя контрактная цена за 1 кг мороженого, приобретенного в 2013 году за границей, колебалась в пределах 3,62 – 4,83 долл. При этом, сравнивая уровень цен прошлого и предшествующего ему годов, легко заметить очевидную сезонность в динамике цен: осень, зима и ранняя весна не балуют нас низкими ценами, а вот летом импортное мороженое становится значительно дешевле. Начало текущего года отмечается снижением уровня среднеконтрактных цен – уже в феврале 1 кг мороженого стоил меньше 4 долл.


Рис.3 Динамика среднеконтрактных импортных цен на мороженое, долл./кг


По итогам 2013 года лидером среди стран-производителей импортируемого в Россию мороженого стала Франция, на долю которой пришлось 16,7%. На втором месте расположилась Латвия с долей в общем объеме импорта мороженого в 12,6%. Замыкает тройку лидеров Швейцария, доля которой в 2013 году составила 12,0%. Далее следуют Украина (10,0%), Испания (8,0%), Бельгия (7,1%), Польша (5,3%), Германия (5,3%) и еще порядка 18 стран.

В 1 квартале 2014 года распределение объемов между странами значительно изменилось. На первом месте обосновалась Сербия с долей 18,5%. При этом объемы импорта мороженого сербского производства за первые 3 месяца 2014 года уже превысил результат этой страны за весь 2013 год. На втором месте расположилась Швейцария, на долю которой пришлось 12,6%. Тройку лидеров замкнула Украина с долей 10,6%. Далее следуют Латвия (9,0), Польша (8,1%), Франция (7,6%) и еще 15 стран.


Рис.4 Структура импорта мороженого в разрезе стран-производителей в 2013 году, т


Среди производителей в 2013 году лидирующую позицию заняла компания Nestle. Доля ее составила 16,6%. На российском рынке фирма представлена мороженым торговых марок Movenpick и Nestle. На втором месте совсем с небольшим отрывом от лидера расположилась компания Mars Chocolat с долей 16,4%. Основу импорта данного производителя составляет мороженое Bounty, Snickers, Mars, Twix и т.д. Замыкает тройку лидеров Рижский молочный комбинат, на долю которого пришлось 12,4% от общего объема. Предприятие предлагает российскому рынку мороженое торговых марок Banana Stick, Eklselence,Pols, Nu Fruit. На четвертом месте по итогам 2013 года расположилось ООО «Ласунка», основу импорта которого составляет мороженое с одноименным названием. Доля украинского производителя составила 10,0%.

В первом квартале 2014 года лидером среди производителей осталась компания Nestle, доля ее, однако, уже более солидна –35,6%. Второе место досталось ООО «Ласунка», получившему долю в 10,6%. Третье место осталось за Рижским молочным заводом (8,9%).


Рис.5 Структура импорта мороженого в разрезе производителей в 2013 году, т


Экспорт мороженого по итогам 2013 года составил 4,0 тыс. т на сумму 15,2 млн. долл. По отношению к 2012 году объемы продаж за рубеж выросли: на 9,2% в натуральном выражении и на 8,6% в исчислении денежном.  По итогам 1 квартала 2013 года объем экспорта составил 560,2 т мороженого (+36,% к январю-марту 2013 года) общей стоимостью 1,9 млн. долл. (25,4%). Динамика экспорта нестабильна и носит сезонный характер в силу специфики продукта – в жаркое время года спрос на мороженое по понятным причинам повышается не только в России.


Рис.6 Динамика экспорта мороженого


В отсутствие в таможенных данных РФ сведений о торговле с Республикой Казахстан, являющейся основным покупателем российского мороженого, отправляемого на экспорт, лидирующую позицию среди стран-потребителей занимает Монголия. На ее долю по итогам 2013 года приходится порядка 57,8% официального объема экспорта. На втором месте расположилась Абхазия, куда было отправлено 13,0% всего объема продаж. Замыкает тройку лидеров Азербайджан с долей 7,3%. Далее следуют Украина (6,1%), Киргизия (3,1%), Израиль (2,5%), США (2,2%), Китай (1,8%), Эстония (1,6%) и еще порядка 11 стран.

По итогам 1 квартала 2014 года доля Монголии выросла до 73,2%. На втором месте обосновался Азербайджан с долей 7,4%. На третью строчку поднялась Украина, куда было отправлено порядка 4,1% всего объема экспорта.


Рис.7 Структура экспорта мороженого в разрезе стран назначения в 2013 году, т


Лидером среди производителей отправляемого за рубеж мороженого по итогам 2013 года стало ООО Новокузнецкий хладокомбинат, предлагающее зарубежным покупателям лакомство под торговой маркой «Снежный городок».Доля предприятия в общем объеме экспорта составила 27,1%. На втором месте расположилось ООО Лагуна Койл с долей в  10,4%. Основу экспорта данного производителя составило мороженое «Русский холод». Третье место получило ООО «Ангария» Фабрика мороженого» (торговая марка «Ангария»), на долю которой пришлось 7,8%. На четвертом месте с богатым ассортиментом продукции («Джемка», «Золотой стандарт», «Русский размах», «Магнат», «Экзо», «Фишка» и др.) и с долей в 6,5% расположилось ООО «Инмарко». Пятерку лидеров замыкает ООО «Фабрика грез» с одноименным лакомством (6,3%).


Рис.8 Структура экспорта мороженого в разрезе производителей в 2013 году, т.


Таким образом, по итогам 2013 года видимое внутреннее потребление мороженого составило около 378,8 тыс. тонн лакомства. Это на 3,1% меньше, чем годом ранее. В первом квартале 2014 года объемы потребления мороженого подросли – 75,4 тыс. тонны против 73,6 тыс. т в 1 квартале 2013 года (+2,4%).  Можно сказать, что число любителей холодного лакомства практически не меняется.




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация