Российский рынок пива за 2012 год

Анализ российского рынка пива за 2012 год



Автор: Жанна Прохорова, аналитик компании VVS («ВладВнешСервис»)


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


Российский рынок пива за 2012 год

После развала СССР пивная отрасль пришла в полный беспорядок. Ассортиментный ряд, техническое оснащение, контроль качества. Все это требовало тщательного пересмотра и реконструкции. На помощь пришли европейские компании, которые реанимировали отечественную пивную отрасль, а кризис 1998 года только способствовал производству «жидкого хлеба», так как подорожавшее импортное пиво перестало быть привлекательным для потребителя.

 

За последнее десятилетие производство пива неуклонно росло вплоть до 2007 года, когда объемы производства достигли отметки в 1,15 млн. дал. С 2008 года, когда грянул мировой экономический кризис, выпуск янтарного напитка стал снижаться. Рекордное падение пришлось на 2010 год (-15% по отношению к пиковому периоду).

При более детальном рассмотрении динамики производства наблюдается сезонность: на 2 и 3 кварталы, охватывающие самые теплые месяцы года, приходится более 60% выпуска пива.

Так в 2010 году российскими предприятиями было произведено 9878 млн. л. пива, что на 8,4% меньше, чем годом ранее. В 1 квартале 2011 года объемы производства пива превысили показатели января-марта предыдущего года на 19,7%, что было воспринято как хороший знак и начало восстановления отрасли после кризиса. Однако уже во 2 квартале объемы производства упали на 3% относительно результатов 2 квартала 2010 года.

3 квартал также показал снижение производства на 10 % (в сравнении с июлем-августом 2010 года). Таким образом, в самый “сезон” и было зафиксировано снижение, так как после полугодового отставания от прошлогодних результатов 4 квартал кончился на позитивной ноте: +6% к 4 кварталу 2010 года. Таким образом, итоговый показатель производства в 2011 году (9926,7 млн. л. пива) вырос лишь на 0,5% по сравнению с 2010 годом.

По итогам двух прошедших лет структура производства пива остается неизменной: основной объем приходится на Центральный и Приволжский Федеральные Округа (29% и 25% соответственно).

Рассмотрим “монстров” пивоваренного бизнеса. Свыше 87% производства пива в России приходится на 6 компаний: ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «САН ИнБев», ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен», ООО «САБМиллер РУС», Группа компаний Эфес и Группа компаний «Очаково».

Каждая из этих пивоваренных компаний имеет свой портфель брендов, рассчитанных на разные категории потребителей и имеют ценовую дифференциацию.

В состав компании «Балтика» входят 11 пивоваренных заводов: два в Санкт-Петербурге, заводы в Ростове-на-Дону, Туле, Самаре, Хабаровске, Ярославле, Воронеже, Челябинске, Красноярске и Новосибирске.

Основные бренды компании - «Балтика», «Арсенальное», «Невское», «Ярпиво», лицензионные бренды Tuborg, Asahi, Carlsberg, Kronenbourg 1664, а также ряд региональных брендов, включая «ДВ», «Самара» и «Дон».

ОАО «САН ИнБев» – вторая по объемам продаж пивоваренная компания в России. Компания была создана в 1999 г. и является российским подразделением лидирующего в мире пивоваренного концерна «Анхойзер-Буш ИнБев». «САН ИнБев» владеет сетью современных пивоваренных заводов в десяти российских городах: в Клину, Волжском, Омске, Перми, Саранске, Иваново, Курске, Новочебоксарске, Санкт-Петербурге и в Ангарске. Основные марки выпускаемого пива в России: Stella Artois («Стелла Артуа»), Beck’s («Бекс»), Brahma («Брама»), Staropramen («Старопрамен»), Hoegaarden («Хугарден»), «Сибирская корона», «Клинское», «Толстяк» и «БагБир».

Компания Heineken в России присутствует на российском рынке с февраля 2002 года, когда концерн Heineken N. V. приобрел первый завод в РФ - ООО«Браво Интернешнл» в Санкт-Петербурге (с 1 марта 2003 г. - ООО «ПивоварняХейнекен»). Позднее к компании присоединились еще девять предприятий, расположенных по всей территории Российской Федерации.На пивоваренных предприятиях компании Heineken в России производятся 28 брендов. Среди них такие марки, как: Heineken, Zlaty Bazant, «Три медведя», «Охота», Amstel, Buckler, Edelweiss, Gösser, Guinness, «Бочкарев», «ПИТ», Doctor Diesel, «Окское» и др.

EFES - общее название группы пивоваренных компаний, производство которых базируется на территории России, Казахстана, Молдавии, Грузии, Турции. В группу компаний EFES в России входят несколько пивоварен: ЗАО «Пивоварня Москва-ЭФЕС», Ростовский филиал ЗАО «Пивоварня Москва-ЭФЕС», ОАО «Амстар», ОАО «Красный Восток - Солодовпиво», ООО «Красный Восток - Сибирская Пивоваренная Компания». В портфель брендов входят 12 собственных и 4 лицензионных: Efes, «Старый Мельник», «Белый Медведь», «Сокол», SOL, Warsteiner, Zlatopramen, Bavaria, «Красный Восток», «Солодов», «GoldMineBeer», «GreenBeer»

19 октября 2011 Эфес и САБ Миллер заключили стратегический альянс, который распространяется на Турцию, Россию, СНГ, Центральную Азию и Ближний Восток. Целью компании Эфес в странах операций является место первого или значимого второго игрока на рынке. На данный момент компания является лидером в четырех из пяти стран, в которых она работает. После создания альянса компания Эфес, занимавшая 4-ое место, получит 2-ое место в России, достигнув свою стратегическую цель. Кроме того Эфес расширит свою географию, поскольку в результате сделки получит украинский бизнес САБ Миллер.

Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» был построен в 1978 году в преддверии Московской Олимпиады-80  с целью обеспечения участников и гостей праздника пивом и безалкогольными напитками. В первые годы работы комбинат выпускал только пиво: «Столичное», «Жигулёвское», «Ячменный колос». Московское предприятие рассчитано на ежегодный выпуск 750 млн. литров пива. В ЗАО МПБК «Очаково» все сорта пива изготавливаются по классической технологии. Компания «Очаково» на пивном рынке представлена такими брендами как «Очаково», «Ячменный колос», «Жигулевское», «Kaltenberg» и другими.

Не смотря на то, что некоторые ведущие производители пива в России представлены союзами иностранных предприятий с отечественными, не стоит упускать из виду импорт зарубежного янтарного напитка.

За период 2009 - 2011 гг. на территорию России поступило почти 805 млн. л. пива на сумму 517 млн. долл. На протяжении всего рассматриваемого периода импорт янтарного напитка из года в год демонстрировал снижение. По итогам 1 квартала 2011 года ввоз пива в натуральном выражении упал на 20% по отношению к первой четверти года ушедшего. Во втором квартале импорт данного напитка чуть вырос (+1,2% в сравнении со 2 кварталом 2010 года), третий снова показал рост (+10% к 3 кварталу 2010 года). К концу 2011 года импорт снова упал. В результате, по итогам прошлого года суммарное падение импорта пива составило 20% по отношению к 2010 году и на 28% к 2009 году.

Львиная доля ввезенного в Россию пенного напитка за период с 2009 по 2011 год была произведена на территории Украины (доля страны составила 76% от общего объема импорта). Менее десятой доли импорта принадлежит чешскому пиву (7%), 6% приходится на долю немецкого пива.

Среди стран, которые непосредственно экспортируют пиво, лидирует Украина (все те же 76%), второе место принадлежит Латвии, чья доля рынка в импорте составила 7%. Стоит отметить, что предприимчивые латвийские бизнесмены импортировали в Россию чешское, немецкое, американское, ирландское и другое пиво, а латвийского пива не поступило ни одного литра. Таким образом, Латвию можно назвать этаким “перевалочным” пунктом, который дает немалую прибавку к розничной цене для конечного потребителя. Замыкает тройку лидеров Чехия с долей рынка в 4%.

Более 70% импорта пива приходится на Москву и Московскую область, по 9% на Калмыкию и на Тульскую область. Доля остальных регионов России чуть больше 10%.

Экспорт пива

Перейдем к экспорту. По итогам 2009-2011 гг. российскими предприятиями было экспортировано 327 млн. л. пива на сумму 207 млн. долл. Динамика экспорта за последние 3 года неоднозначна: пик экспорта пришелся на 2010 год (115 млн. л. пенного напитка). Однако следует помнить, что таможенная статистика, начиная с июля 2010 года, не позволяет нам увидеть торговлю России с Казахстаном – одним из основных покупателей.

Основной экспортный поток пива приходится на Киргизию, чья доля в экспорте составила чуть менее пятой части от общего потока пенного напитка. 16% приходится на Республику Молдову, и замыкает тройку лидеров Украина (11%).

Среди российских регионов-экспортеров более 70% приходится на два крупнейших города РФ – Москву и Санкт-Петербург (48% и 24% соответственно), 7% принадлежит Самарской области, доля Калужской области – 6%.

Таким образом, за 3 после кризисных года рынок пива до сих пор не может восстановиться: производство, импорт и экспорт продолжают снижаться.

Стоит отметить, что правительство Российской Федерации бьет тревогу по поводу чрезмерного употребления пива населением и обеспокоено ростом его потребления. По данным за 2010 год потребление пива на душу населения в России составляет 78 литров, что соответствует среднеевропейскому уровню. Однако в Германии и Чехии, славившимися своим знаменитым пивом, эта цифра колеблется от 100 до 150 литров в год.

В России более половины граждан пьют пиво. Частота употребления тоже на высоком уровне: из тех, кто употребляют пиво, треть признались, что пьют его не менее раза в неделю.

Согласно исследованиям, проведенным кафедрой биомедицинских основ безопасной жизнеспособности Красноярского государственного университета, из четырех тысяч опрошенных человек в возрасте от 7 до 20 лет, в числе первоклассников оказалось 48% употреблявших алкогольные напитки, что в 12 раз превосходит показатели 10-12-летней давности. Как констатировал Г. Онищенко, рост потребления пива в стране происходит "за счет подростков и женщин детородного возраста".

20 июля 2011 года Президент России Дмитрий Медведев подписал введение поправок к закону «О государственном регулировании алкогольного рынка». Предполагается, что новый закон должен стать первым шагом к тому, чтобы к 2020 году сократить потребление алкоголя в стране в 2 раза.

Так с 1 января 2013 года будет запрещено употребление алкоголя, включая пиво, в общественных местах, полный запрет на розничную продажу пива с 23 до 8 часов, а также запрет на продажу пива в ларьках.

С 1 января 2013 года пивовары будут обязаны установить учетное оборудование на своих производственных линиях. Хотя пивовары утверждают, что работают чисто и прозрачно, выплачивая налоги до последней копейки, однако сегодня ни один профессионал не может сказать реально, сколько на самом деле пива производится в России. С 2013 года власти смогут измерять объем производства, и соответственно точно определить, сколько пивные компании должны платить в бюджет.

Пока что пивоварам удалось отстоять свое право на производство напитка в ПЭТ-таре. В последнем варианте поправок абзац про запрет ее использования при производстве пива отсутствует. Но стоит отметить, что пластиковые бутылки, в которые разливается каждый второй литр пива в России, могут оказаться под запретом из-за нового технического регламента Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия) «О безопасности алкогольной продукции». Особенно за это ратует Казахстан, в котором использование ПЭТ тары для пива запрещено.

К запрету продажи в нестационарных торговых точках сами пивовары относятся спокойно, так как большая часть их продукции реализуется через крупные торговые сети. В свое время запрет продажи крепкого алкоголя в ночное время тоже не привел к резкому падению потребления.

Тем не менее, вышеперечисленные «политические» факторы могут существенно повлиять на рынок пива, в результате темпы падения спроса/производства могут оказаться сопоставимы с 2010 годом, когда был введен новый акциз.




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация