Внешнеторговый рынок специй. Итоги 2012 года

Внешнеторговый рынок специй. Итоги 2012 года

Динамика импорта и экспорт специй за 2012 год


Автор: Александр Ермилов, аналитик компании VVS («ВладВнешСервис»)


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


Вот и подошел к концу 2012 год, и стоит подвести его итоги для внешнеторговых отношений нашей страны в сфере специй. Для начала рассмотрим последний, четвертый квартал прошлого года.

 

Импорт 4 квартал

За период октябрь-декабрь 2012 года отечественными компаниями было закуплено товаров на общую сумму 21,4 млн. долларов, что превышает результат аналогичного периода 2011 года на 25%.  Самые большие объемы закупок пришлись на октябрь – 7,95 млн. долларов.

Если взглянуть на типы импортируемых специй, то можно увидеть, что львиная доля принадлежит всем видам перца, впрочем, как и на протяжении всего года (11,2 млн. долларов или 52,7% рынка). Имбирь, на долю которого пришлось 27,2% от общего объема импорта, расположился на втором месте рейтинга. Между вторым и третьим местом лежит настоящая «пропасть» - третье место принадлежит лавровому листу, который смог отвоевать лишь 3% рынка.

В состав стран происхождения специй, которые были ввезены на территорию РФ в четвертом квартале 2012 года, явным лидером стал Китай – 31,5% рынка. На втором месте, с серьёзным отставанием следует Индонезия – 13,9% в общей структуре импорта. Новые нотки в наш повседневный рацион привносят специи из Индии, которой принадлежит третье место. Далее следуют плотной группой сразу три страны, в которых производятся импортируемые приправы: Польша – 1,8 млн. $ (8,7%), Австрия – 1,7 млн. $ (8,3%), Вьетнам – 1,6 млн. $ (7,7%).  На долю оставшихся государств приходится 19,6% рынка. Всего же за третий квартал в нашу страну завозилась продукция из 60 стран.

Участниками торговли с российской стороны стали 239 организаций, более чем из 30 регионов РФ. Явных лидеров среди них нет. На долю лидера - ООО «Котани» приходится 7,7% рынка. Значимыми игроками на рынке стали также: ООО Азимут – 6,9%, ООО «Камис-Приправы» – 6,2% и ООО «Витар» – 4,8%.

 

Экспорт 4 квартал

В разрезе экспорта третий квартал оказался успешным для отечественных компаний. Прирост к четвертому кварталу 2011 года составил 64% и в общем объеме продажи составили 857,4 тыс. долларов. Ни для кого не секрет, что в сфере специй наша страна серьезно импортозависима, поставки за рубеж существенно отстают от закупок – почти в 25 раз.

В основном на продажу отправляется перец (50,9% от общего объема). Значимые доли принадлежат также кориандру – 19,3% и корице – 11,1%. На долю различных готовых смесей для пищи приходится 8,9% продаж. Оставшаяся доля распределена между 18 видами специй, доля каждой из которой не поднимается выше 2,1%.

Структура компаний-экспортеров  была очень насыщенной – в ней насчитывается более 300 участников. Всех больше на продажу отправила московская ООО «Распак» – 21,6%. ООО «Глобус» поставила специй суммарно на 143 тысячи долларов (16,7%), что позволило ей занять второе место рейтинга. Замыкает тройку лидеров ООО «Ратэк Ко», которой принадлежит 10,3% рынка. В качестве других заметных игроков можно выделить ООО «Форт» из Краснодарского края – 6,6% и его «земляка»-компанию ООО «Агро-Трейд», которая смогла завоевать 5% рынка.

Таким выдался третий квартал для всех участников рынка специй. Теперь рассмотрим, каким же образом он влился в общую картину 2012 года и кратко рассмотрим конъюнктуру рынка.

 

Импорт 2012 года

Итак, за 2012 год на территорию нашей страны ввезено специй на общую сумму 71,3 млн. долларов. Этот показатель превышает результат 2011 года на 5,4%. Самый богатый на закупки в четвертом квартале октябрь оказался таким же за весь год.


Рис. 1 Динамика импорта специй за 2012 год, $

 

В структуре импортируемых видов специй по-прежнему с серьезным отрывом лидирует перец (58%). За октябрь-декабрь в структуре импорта имбирь прибавил 3,2% доли и занял, по итогам 2012 года 19,7% рынка, благодаря чему он оказался на втором месте. Замыкает тройку лидеров лавровый лист - 4 %.


Рис.2 Структура импорта специй по типам, $

 

За весь 2012 год в Россию завозилась продукция, родом из 70 стран. Распределение долей между странами-производителями  специй произошло следующим образом. Продукция, родом из Китая занимает большую часть от общего объема закупок (25,7%). Вьетнам расположился на втором месте с отставанием в 12,7%. Третье место занимает Индия – 12,1%.

Среди российских компаний, которые занимались закупками, лидеров по-прежнему нет. Основными импортерами за анализируемый период стали ООО «Азимут», ООО «Котани» и ООО «Камис-Приправы», которые заняли 6,9%, 6,8% и 6,6% соответственно.


Рис. 3 Компании-импортеры, $

 

Среди основных регионов закупок специй основными получателями стали г. Москва (43,9%), г. Санкт-Петербург (26,1%) и Краснодарский край (9,7%).

Среди производителей специй, которые завозились на территорию нашей страны на протяжении всего прошлого года две компании (Kotanyi и Kamis S.A.) делят первое место с долей рынка 6,8%. Новым игроком стала PT. Aman Jaya Perdana из Индонезии, которая поднялась на третью строчку рейтинга, отвоевав 4,1% от общего объема произведенной продукции.


Рис. 4 Компании-производители импортируемых специй

 

Экспорт 2012 года

Совокупные продажи за 2012 год составили (2,14 млн.$), что на 19,5% больше результата 2011 года.


Рис. 5 Динамика экспорта специй за 2012 год, $

 

Как видно, ноябрь-декабрь стал самым успешным периодом для отечественных предприятий, прирост к результатам прошлого года в эти месяцы составил 132% и 73% соответственно. Но вследствие того, что объемы продаж не так велики, в денежном выражении эти значения не так впечатляют – прирост в 216 и 110 тыс. $ соответственно.

Более 70% от общего объема отправленных на экспорт специй за 2012 год приходятся на три вида: Перец (43,7%), кориандр (21,8%) и различные готовые смеси (9,2%).


Рис. 6 Структура экспорта специй по типам, $

 

За последний квартал перец только укрепил свое лидирующее положение (+4,7%), тогда как кориандр потерял 1,7% своей доли. Что касается готовых смесей, их доля осталась без изменений.

Более 140 компаний принимали участие во внешнеторговых операциях с российской стороны. На первой строчке рейтинга расположилась ООО «Распак», которая заняла 14,7% рынка, за три месяца прибавив 4,5%. На второе место поднялась компания ООО «Глобус», которая «выстрелила» в четвертом квартале. Прибавила чуть более 1,5% также и  расположившаяся на третьем месте ООО «Ратэк Ко», по итогам 2012 года ее доля составила 7,6% от общего объема экспорта.


Рис. 7 Компании-экспортеры, $

        

Среди производителей специй, отправленных на экспорт в 2012 году, по прошествии четвертого квартала серьезных изменений не произошло. Несколько изменились доли компаний в общей структуре производства, но, в целом, картина осталась прежней. Лидирующую позицию по итогам года заняла ООО «ПрофАгроТехника» с долей рынка 10,7% (-7,1%). Отстав от лидера на 3%, следует ЗАО «Проксима» (-5%). Тройку лидеров замыкает ООО «Распак», на долю которой пришлось 6,1% от общего объема производства специй (-4%).


Рис. 8 Российские производители

 

Таким образом, 2012 год завершился с положительной динамикой, как и в импортных, так и в экспортных отношениях на рынке специй для нашей страны. Стабильно высокие объемы закупок лишний раз подтверждает потребность российского потребителя в качественных специях. Четвертый квартал не привнес серьезных изменений в структуру рынка. Объемы импорта по-прежнему несоразмерно превышают поставки за рубеж. В структуре импорта и экспорта также не произошло изменений: перец остается самым востребованным видом специй. Помимо перца значимую роль во внешнеэкономической деятельности РФ играет имбирь. В разрезе компаний-участников рынок специй остается очень насыщенным, с российской стороны и со стороны других стран во внешней торговле участвуют сотни компаний и явных лидеров среди  всего этого разнообразия нет. 



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация