Выгодный бизнес, подсказанный статистикой ВЭД

Выгодный бизнес, подсказанный статистикой ВЭД

Анализ импортных и экспортных рынков


Мартынова Жанна Вадимовна,

генеральный директор VVS («ВладВнешСервис»)


Как вычислить выгодный бизнес?

Как его построить?


Хорошие вопросы.


На них не раз и не один десяток людей пытались дать ответы или хотя бы рекомендации.

Решусь и я встать в ряды этих экспертов, но смелость свою объясню не талантом предвидения, а навыками изучения статистики. Точнее – таможенной статистики.


Скажу сразу, что выводы мои будут относиться не к сфере услуг, а к торговому и производственному бизнесу. Вот уже третий год делаем мы их, изучая активно растущие рынки. За это время разработали свою методику создания рейтинга растущих рынков. Из 11 тысяч товаров, обозначенных в международном классификаторе ТН ВЭД, отбираем в рейтинг товары, экспорт или импорт которых растёт наиболее устойчиво и динамично. Ежеквартально в него включаем по паре сотен «супертоваров» экспорта и импорта и потом детально изучаем особенности торговли.

Что же удалось разглядеть, и какую пользу может подсказать увиденное?

Начнём по-порядку.


Наблюдение 1:

Анализ рейтингов растущих рынков за различные периоды выявил случаи импортозамещения. И не просто замещения импорта, а очень даже успешного замещения. Подтверждением тому служит наблюдение следующей тенденции: отдельные товары сначала активно ввозятся в страну, потом их импорт падает, а затем начинается не менее активный экспорт. Причём лидерами активного импорта и последующего активного экспорта являются товары одного и того же бренда. Понятно, что иностранного и, как правило, всемирно известного. Если же познакомиться с компаниями-лидерами успешного экспорта, то общее у них у всех одно – прямая принадлежность к глобальным мировым гигантам и к их инвестициям, конечно.

Факты, подтверждающие эти явления, сведены в таблицу:


Таб. 1

ПРИМЕРЫ ТОВАРОВ РАСТУЩЕГО ЭКСПОРТНОГО СПРОСА ИЗ РЕЙТИНГА «ТОР-200» 


Товары эти отобраны из свежего рейтинга растущих экспортных рынков, который построен на конец 2011 года. Он показывает, что быстрее всех среди «супертоваров» с зарубежными корнями набирает обороты кондитерская тема. Шоколадные конфеты, вафли, сладкое сухое печенье, кондитерские изделия, содержащие какао, и прочие сладости широкими реками текут и в СНГ, и далее. Кстати, скоро к этому списку добавится и ещё ряд позиций. В апреле во Владимирской области запускается завод Nestle. Интересно, что в наших рейтингах трёхлетней давности обнаруживается также широкое присутствие кондитерской тематики. Но то была тема импорта.

Если говорить о качестве роста, то не перестаёт радовать решение, которое уже больше десяти лет назад кому-то пришло в голову первым, и благодаря которому в Саратове возник «бошевский» завод. Спрос на его углошлифовальные аппараты растёт стабильно и практически полностью образован родной Бошу Германией.


Рис. 1 Экспорт углошлифовальных аппаратов


Порадовал и новый устойчиво растущий рынок экспорта, связанный с поставками подгузников и детских пелёнок. Здесь сбыт ориентирован на ближних соседей – на Украину. Ориентирован – не очень точное слово. Скорее, переориентирован с мест предыдущих отгрузок, существовавших за рубежом ещё до запуска новой производственной площадки. Теперь логистика отправки изменена на российский адрес. Неплохое решение головного офиса КИМБЕРЛИ-КЛАРКА. Очень даже нам выгодное. И самое важное – типичное, практически для всех заводов подобной лидерской группы. Зачем же затеваться со строительством завода, если потом не приближать к себе потребителя?


Рис.2 Экспорт детских пеленок и аналогичных санитарно-гигиенических изделий


Понятно поэтому, что главное направление экспорта у филиалов зарубежных корпораций – наши ближние соседи, страны СНГ. Экспортёры, созданные на иностранных инвестициях, за счёт этой торговли ежемесячно пополняют свои счета миллионами или даже десятками миллионов долларов. Осваивать экспортные рынки у них получается в разы легче, чем экспортёрам с российскими корнями. Спрос за рубежом у них давно уже создан головной корпорацией, и «с нуля» влезать не придётся. Разве не выгодное дело?


Наблюдение 2:

Всё те же рейтинги показывают, что число активных импортных рынков со временем никак не убавляется. Большое количество случаев устойчивого роста по своей продолжительности превышает и год, и полтора года, и даже больше. Логично заключить, что ещё далеко не все темы импорта и замены импорта изучены и разработаны, ещё не всеми брендовыми (читай, качественными) товарами наполнен отечественный рынок.


Наблюдение 3:

Товары, включенные нами в разные периоды в рейтинги ТОР-200 импорта или статьи о растущих рынках, сегодня реально стали предметами крупных инвестиционных соглашений по организации производств. К таким товарам я могу отнести автомобильные детские кресла, отдельные виды экскаваторов, седельных тягачей и даже …. мясо. Я, конечно, не могу утверждать, что именно по нашей наводке предприниматели принимали решение о создании предприятий, но, согласитесь, приятно, когда твои прогнозы о перспективности имеют воплощение.

Детальнее расскажу о случае с импортом мясом.

Дело в том, что в 2009 году мы из квартала в квартал не переставали демонстрировать и в рейтингах, и в статьях взвивающиеся круто вверх графики роста импорта мяса. И вот теперь в наш очередной рейтинг на место этого импорта пришел импорт живых поросят. Свиней ввозят, понятно, заморских пород, и ухода они будут требовать не местного, но крупные свиноводческие хозяйства всё же стали создаваться на нашей территории, и этот факт радует.


Рис. 3 Импорт домашних видов живых свиней массой до 50 кг


Что удалось разглядеть – я написала.

Что касается пользы от увиденного, то предлагаю читателям познакомиться с алгоритмом открытия/расширения бизнеса, который и получился в итоге наблюдений. Успешность алгоритма в данном случае я связываю в первую очередь с гарантиями спроса. По-другому можно сказать так – предлагаю алгоритм, который имеет низкие рыночные риски.


Алгоритм содержит пять последовательных шагов:

Шаг 1: Поиск зарубежного бренда товара, набирающего популярность в России

Шаг 2: Оформление с его владельцем дилерского договора о торговле

Шаг 3: Достижение хороших результатов торговли и проведение переговоров с владельцем о создании совместного производства

Шаг 4: Создание производственной площадки и перетягивание внутреннего спроса на себя

Шаг 5: Экспорт товара по каналам, ранее наработанным партнёром


Как видите, первый шаг алгоритма предлагает найти зарубежный «супербренд», который в будущем сможет развить бизнес до небес и до пополнения валютных счетов.

Перейдём ещё ближе к теме заголовка статьи и с учётом данных последнего рейтинга приведём примеры товаров, среди которых, на наш взгляд, и стоит сегодня отыскивать заветный бренд. При этом выделим отдельно товары, рекомендуемые для изучения малым и средним бизнесом, и товары, достойные изучения представителями крупных бизнесов.

Малым и средним бизнесам (исходя из размера ресурсов) я бы рекомендовала повнимательнее приглядеться к теплицам, изготовленным из чёрного металла (код ТН ВЭД 9406003100). Особенно внимательно рекомендуем изучить финские теплицы, которые составляют более 40% многомесячно растущего импорта всех экспортных теплиц, вместе взятых. Да и договариваться с соседями финами о будущем производстве будет сподручнее.

Другие примеры посильных проектов импортозамещения: пластмассовые ванны, души и раковины (код ТН ВЭД 3922100000), импорт которых растёт уже 18 месяцев и скоро достигнет квартальных объёмов в 50 млн. долларов (!). Можно подумать и о переговорах с турками по поводу поставок камней для памятников или строительства (код ТН ВЭД 2516900000). Здесь хоть объёмы торговли и поменьше, но зато и участников торговли ещё совсем немного – не больше двадцати по всей стране.

Завершу этот список мебельной позицией, а точнее - креслами и диванами:


Рис. 4 Импорт мебели для сидения, кроме дачной и походной, трансформируемой в кровати


Если Икея уже освоила в Кировской области производство столов, то, возможно, кресла и диваны вместе с каким-либо зарубежным партнёром также можно освоить. Устойчиво растущий сбыт налицо.

Переходя к видам бизнесов, требующим значительных инвестиций, хочу отметить, что многие из них в стадии импортной торговли (шаг 3 алгоритма )успешно развиваются уже нескольких лет. Товары не вылезают из рейтингов из квартала в квартал. Возможно, мы не открыли для кого-то Америку, и различные инициативные группы уже ведут работу согласно нашему алгоритму. Но может быть, мы окажемся и первыми в обозначении следующих перспективных тем: интерес вызывает торговля импортными снегоходами (код ТН ВЭД 8703101100), посудомоечными машинами (код ТН ВЭД 8422110000), пылесосами (код ТН ВЭД 8508190009), медицинским инструментом (код ТН ВЭД 9018908500). В части последних двух позиций рекомендуем искать партнёрства с немцами, как с лидерами рынка ввозимых товаров. Если кто-нибудь когда-нибудь «потянет» и тему организации совместного производства самоходных бурильных и проходческие машины (код ТН ВЭД 8430410000), то уверена, что сделает очень дальновидный стратегический ход. Тема эта – на все времена. В доказательство – тенденция импорта:


Рис. 5 Импорт самоходных бурильных или проходческих машин


Можно взять технику попроще, например – снегоочистители:


Рис. 6 Импорт плужных и роторных снегоочистителей


Вот такие примеры. И вот так, исходя из данных об устойчиво растущих рынках и так двигаясь по шагам нашего алгоритма, мы предлагаем вычислять и строить выгодный бизнес. При этом наличие инвестиций, конечно, предполагается. Но главное – устойчивое и неутолимое желание. Его вам и желаю!




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация