Таможенный транзит товаров: документы, прохождение, контроль со стороны таможни

Таможенный транзит товаров

Таможенный транзит товаров – важнейшая процедура перемещения продукции в процессе внешнеторговой деятельности. В этом материале мы объясним, в чем она заключается и какие при этом необходимы документы.

Что значит таможенный транзит товаров

Таможенный транзит – процесс, в соответствии с которым продукция перемещается под контролем органов таможни по таможенной территории Таможенного союза (ТС), а также по территории страны, не входящей в состав Таможенного Союза: от таможенного места отправления до таможенного места назначения. При этом соответствующие пошлины и налоги не оплачиваются, но все запреты и ограничения применяются, кроме мер нетарифного и технического регулирования.

Надеемся, что предлагаемая статья поможет получить ясное представление о том, как перемещаются грузы, подвластные таможенным структурам.

Таможенный режим транзита товаров обеспечивает перевозку:

  • импортной продукции от подразделения таможни в пункте убытия до подразделения таможни в пункте назначения;

  • импортной продукции от подразделения таможни в точке прибытия до внутреннего таможенного подразделения;

  • импортной продукции, а также товаров Таможенного Союза от внутреннего подразделения таможни до подразделения таможни в месте убытия;

  • импортной продукции от одного внутритаможенного подразделения до другого;

  • продукции Таможенного Союза от подразделения таможни в точке убытия до подразделения таможни в точке назначения по территории страны, не входящей в состав Таможенного Союза.

Виды таможенного транзита:

Международный таможенный транзит (МТТ) – процесс, при котором импортная продукция перемещается по зоне Таможенного Союза под наблюдением таможенных подразделений от точки ее прибытия на территорию Таможенного Союза до точки убытия ее с этой территории (если это только часть ее пути, начинающегося и заканчивающегося за территорией Таможенного Союза), без оплаты соответствующих налогов и пошлин, а также без применения к продукции финансовых запретов и ограничений, установленных Таможенным кодексом Таможенного Союза.

Внутренний таможенный транзит (ВТТ) применяют при перемещении продукции из пункта ее прибытия до пункта нахождения таможенного подразделения назначения, из пункта нахождения продукции при ее декларировании до пункта вывоза с территории Таможенного Союза, между временными хранилищами, таможенными базами, а также в других случаях перевозки продукции иностранного происхождения по территории Таможенного Союза, если на нее не было предоставлено подтверждение таможенных платежей.

При ВТТ не надо оплачивать налоги и таможенные пошлины на ввоз, а также сборы за таможенное оформление, нет необходимости в предоставлении лицензий.

Таможенный режим транзита товаров по территории Европейского Союза

Цель процедуры транзита Евросоюза – урегулирование перемещения продукции внутри Евросоюза и облегчение соблюдения формальностей, которые необходимы при пересечении таможенных границ Евросоюза. Порядок транзита по территории Евросоюза разрешает оформлять продукцию в подразделении таможни в том пункте, где находится импортер (экспортер). Это дает возможность сохранить таможенный статус продукции: для товаров Евросоюза – при перевозке из одного места в другое на таможенной территории Евросоюза через территорию третьего государства; для иностранной продукции – при перевозке по таможенной территории Евросоюза.

При транспортировке продукции Евросоюза по таможенной территории Евросоюза транзитная процедура не используется, поскольку это основополагающий принцип Договора о ЕС.

В процессе ввоза импортной продукции процедура транзита дает возможность отсрочить оплату соответствующих пошлин и использование ограничительных мер до того момента, когда товар прибудет в пункт назначения или уйдет с таможенной территории Евросоюза. Транзитная продукция не облагается НДС и акцизами, однако находится под таможенным надзором для контролирования соблюдения таможенных правил.

В процессе вывоза продукции транзит позволяет не платить экспортные и импортные пошлины, если этот товар будет снова ввезен на таможенную территорию Евросоюза. Одновременно экспорт транзитных товаров не разрешает получать соответствующие возмещения.

Законодательство Евросоюза предусматривает два вида процедуры:

  • внешний транзит – для товаров, произведенных вне территории Евросоюза (обозначается кодом «Т1»);

  • внутренний транзит – для товаров, произведенных на территории Евросоюза («Т2»).

Также от того, куда направляется транзитная продукция, различают следующие виды транзита:

  • коммунитарный – перевозка продукции от одной точки до другой на таможенной территории Евросоюза;

  • общий – перевозка продукции, согласно Конвенции об общем транзите 1987 года, между Евросоюзом, ЕФТА (Лихтенштейн, Норвегия, Исландия, Швейцария), а также отдельными государствами-кандидатами.

  • международный – перевозка продукции согласно другим международным соглашениям:

  • Конвенция МДП (TIR);

  • Конвенция АТА;

  • Конвенция о навигации по Рейну;

  • Конвенция между государствами-членами НАТО;

  • почтовый – для продукции, которую перемещают посредством почты.

Условия помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита по ТК ТС

Транзит продукции в рамках таможенного законодательства разрешен, если:

  1. продукцию разрешено ввозить или вывозить с территории Таможенного Союза;

  2. имеются документы, которые подтверждают следование ограничениям, связанным с перевозкой продукции через таможенную границу;

  3. выполнен пограничный и государственный контроль, если это требуется в той точке, куда прибыл товар;

  4. предъявлена транзитная декларация;

  5. соблюдаются условия таможенного транзита товаров, указанные в Таможенном кодексе Таможенного Союза;

  6. продукция идентифицирована согласно статье 109 Таможенного кодекса Таможенного Союза;

  7. транспортное средство оснащено так, как этого требует перевозка запломбированной и опечатанной таможней продукции.

К примеру, согласно Федеральному закону № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» запрещается провозить через нашу страну наркотики, психотропные вещества и их прекурсоры (вещества, которые могут быть использованы для производства наркотиков и психотропных веществ).

Срок таможенного транзита

При утверждении таможней определенного срока для таможенного перемещения продукции этот период должен соответствовать временным затратам транзитной операции. Во многих случаях сотрудники таможни определяют достаточно продолжительные по времени периоды для того, чтобы транзит совершался без ненужной спешки, чего достаточно для всех участников транспортировки.

При определении сроков основной целью является то, чтобы, способствуя завершению режима таможенного транзита в течение соответствующего временного периода, при необходимости начать расследование, которое обеспечит пополнение госбюджета без неоправданных задержек, затрудняющих другие этапы операций. Единые сроки предусмотрены для продукции, которая не представляет особого риска. При повышенном риске таможня может вводить также специальные сроки.

При объединенных таможенных постах, которые взаимосвязаны договором о таможенном транзите, существует регламент, в соответствии с которым таможенное подразделение отправления при необходимости может установить специальный срок конкретной транзитной операции, при этом другие участники договора должны согласиться с этим сроком и не требовать его изменения.

При определении срока транзита сотрудники таможни должны учитывать все требования, координирующие работу перевозчиков, например, правила, которые контролируют рабочее время и обязательный отдых водителей автотранспортных средств.

Какие документы требуется подготовить, чтобы пройти таможенный транзит товаров Таможенного союза

  1. Счет-фактура (инвойс), упаковочный лист, в котором должны содержаться следующие данные:

    • О продавце и покупателе, соответствующие данным отправителя и получателя, содержащиеся в транспортных документах. Если отправитель – не та компания, название которой указано в счете-фактуре в качестве продавца (к примеру, производитель), то необходимо приложить подлинное письмо отправителя с подтверждением того, что он действует по поручению продавца.

    • Номер и дата счета-фактуры.

    • Код продукции согласно ЕТН ВЭД ТС, а также действительное наименование продукции на русском языке. Если указано более одного кода, то по каждому из них надо указать вес нетто, брутто, количество мест и стоимость.

    • Номер контракта, дата.

    • Номера контейнеров, зарегистрированный номер автотранспортного средства.

    • Вес нетто и брутто.

    • Валюта, которая обеспечивает контракт.

    • Цена груза.

    • Число грузовых мест.

    • Условия, на которых осуществляется поставка по Инкотермс-2010.

    • Товаропроизводитель и страна, где был произведен товар.

  2. Свидетельство из налоговой инспекции с указанием ИНН (копия).

  3. Свидетельство из налоговой инспекции с указанием ОГРН (копия).

  4. Документ о присвоении кода ОКПО (копия).

  5. Транспортный документ (подлинник).

  6. Название (с кодом) таможенного поста, который является пунктом принятия груза для таможенной очистки.

  7. Схема доставки груза.

  8. Соглашение с перевозчиком.

  9. Транзитная декларация.

  10. Если груз растительного происхождения, потребуется импортное карантинное разрешение на ввоз продукции на территорию Таможенного Союза, фитосанитарный сертификат.

  11. Если груз животного происхождения, потребуется ветеринарный сертификат от отправителя (подлинник), ветеринарный сертификат (копия) страны происхождения, а также разрешение Управления ветеринарии РФ.

  12. Если груз имеет класс опасности (IMO), то потребуются аварийная карта, паспорт безопасности (на русском языке), сертификат.

По Таможенному кодексу Таможенного Союза не требуется уплата таможенных платежей и налогов, если:

  • их общая сумма не превышает 20 тыс. рублей;

  • таможенное подразделение уверено, что компания-перевозчик исполнит все свои обязательства.

Согласно Таможенному кодексу Таможенного Союза, компания-перевозчик не платит таможенные налоги и пошлины, если:

  • общая сумма налогов и пошлин не превышает 500 евро по курсу, установленному государством-членом Таможенного Союза в день, когда следует оплатить таможенные налоги и пошлины;

  • декларант – таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор;

  • транзит продукции осуществляется посредством трубопроводного, железнодорожного транспорта, а также по линиям электропередач;

  • отсутствует обеспечение согласно международным договорам РФ о перемещении продукции при таможенном сопровождении.

Как проходит процедура таможенного транзита товаров

Исходной точкой начала действия процедуры считается таможенный пункт пропуска на территории Таможенного Союза, куда прибыл груз для таможенного транзита. Разрешение на транспортировку иностранных товаров таможня выдает в режиме транзита.

Документы необходимо представить в течение одного – двух часов после прибытия партии продукции в пункт пропуска (в рабочее время). Таможенному пункту дается один час для регистрации всех документов и до 24 часов на то, чтобы их обработать и выдать разрешение на таможенный транзит (при условии соблюдения всех обязательных требований отправителем и транспортировщиком).

Таможенное сопровождение – непременное условие законного перемещения продукции по территории стран Таможенного Союза. Сопровождение транзита по России возлагается на сотрудников таможенной службы либо других должностных лиц, имеющих право выполнять мониторинг таможенного транзита товаров на территориях стран-членов Таможенного Союза.

Изменять определенный ранее маршрут допускается только после разрешения службы сопровождения. Соответствующий ордер должен быть у перевозчика в письменном виде.

Транзит импортной продукции считается завершенным после того, как груз действительно доставлен в пункт назначения, и факт приема товаров документально подтвержден с передачей пакета необходимых документов (транзитной декларации и пр.).

В соответствии со статьей 223 Таможенного кодекса Таможенного Союза служба, отвечающая за транспортировку таможенных транзитов, отвечает за безопасность груза, нанесенных пломб, запорных устройств и элементов, идентифицирующих товары.

Обязанности перевозчика:

  • обеспечение целостности грузового контейнера и защита продукции;

  • исключение риска незаконного доступа к тому, что находится в опломбированной таре, а также внеплановой разгрузки продукции, следующей транзитом;

  • строгое следование по заранее определенной схеме движения.

Форс-мажорные ситуации не по вине транзитера освобождают перевозчика от обязанности возмещать урон, связанный с утратой груза. Но служба перевозки должна сделать все необходимое для того, чтобы обеспечить безопасность продукции таможенного транзита при потенциальной опасности.

Любые операции с грузом таможенного транзита должны производиться:

  • так, чтобы были сохранены пломбы и печати на таре;

  • только после того, как получено письменное уведомление и согласие таможенных служб того региона, куда направляется груз.

Таможенный контроль транзита товаров с помощью новых технологий

Процесс компьютеризации таможенной службы России берет отсчет с начала 1990-х годов. К 1997 году, с окончанием первого этапа внедрения единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС ФТС), были компьютеризованы все наиболее важные функции таможенных органов.

ЕАИС ФТС России имеет следующие уровни иерархии:

  1. Федеральный уровень – верхний уровень иерархии, который образуют подразделения Государственного таможенного комитета (ГТК РФ) и Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС России).

  2. Региональный уровень – семь региональных таможенных управлений (РТУ) отдельных Федеральных округов.

  3. Таможенный уровень – таможни, зоной деятельности которых являются субъекты Федерации.

  4. Территориальный уровень – таможенные посты или подразделения таможенного оформления и контроля.

На современном этапе развития ЕАИС приоритетными задачами являются: разработка подсистем предварительного информирования и декларирования с использованием электронной цифровой подписи, управления рисками, внедрение международных стандартов, обеспечение поддержки безопасных транспортно-логических цепочек поставок.

Таможенные органы всех стран вынуждены непрерывно совершенствовать технологии управления в соответствии с меняющимися условиями мировой торговли. Одновременно они призваны предотвращать правонарушения и преступления в таможенной сфере, обеспечивая безопасность. Чрезвычайно актуальным становится использование инновационных технологий в таможенной сфере.

Новые решения в области информационных таможенных технологий позволят обеспечить к 2020 году:

  • возможность взаимодействия таможенных органов и других ведомств, участвующих в приграничном управлении,

  • полностью открытую, беспроводную и мобильную операционную среду,

  • решения для структурированных и неструктурированных данных.

Использование новых методов позволит идентифицировать как личности, так и грузы для выборочного контроля. Современные технологии поиска и совпадения работают на высоких скоростях, позволяя осуществлять проверку декларации определенного содержания за малый промежуток времени.

Биометрия станет основным и широко распространенным методом идентификации к 2020 году, базируясь на таких характеристиках, как дактилоскопия, сканирование радужной оболочки глаза и распознавание голоса для подтверждения персональной идентификации. Применять технологию биометрии более безопасно, чем полагаться лишь на документы и сведения, предоставленные пассажиром (паспорт, декларации, прочие документы), так как их легко подделать или получить обманным путем.

По оценкам таможенников США, при использовании программы биометрической идентификации Global Entry для преодоления государственной границы клиенту требуется менее одной минуты, тогда как традиционное прохождение таможенного и паспортного контроля занимает гораздо больше времени.

Нанотехнологии перспективны в плане повышения надежности контроля подлинности документов, более безопасны как метод идентификации в сравнении со штрих-кодами, которые могут портить внешний вид товара или документа и легко подделываются.

Радиочастотная идентификация в сочетании со спутниковой технологией позволит безопасно прослеживать и контролировать маршрут перевозки товаров. Она позволяет определить, подвергался ли контейнер вскрытию, обнаружить изменения давления, влажности, температуры, содержание углекислого газа и др. Таким способом обеспечивается концепция «виртуальной границы», когда сертифицированный контейнер оформляется в месте выпуска с высоким уровнем надежности.

Оценка рисков на основе современных математических методов обеспечивает необходимую точность. Это позволяет всем законопослушным субъектам обходиться при перевозке товаров без вмешательства таможенных органов.

Большинство мировых портов и аэропортов используют системы контроля перевозчиков, которые связаны с системами обработки таможенных деклараций и могут обеспечить безопасность соглашения по использованию уникального номера партии груза.

Выборочный метод, основанный на комплексной обработке данных перед прибытием и убытием, эффективен в операциях по выявлению контрабанды. Информация о подозрительных поставках может применяться для определения координат товаров и организации оперативного наблюдения. Информационные системы должны основываться на системном агрегировании разрозненной информации с целью формирования действенной системы контроля.

Спутниковые системы определения координат объектов (GPS) в сочетании с современными геофизическими технологиями позволяют анализировать пространственную информацию, выявлять пространственные связи и скрытые направления. Это дает возможность принимать оперативные решения о наилучшем распределении ресурса таможни и пограничного управления.

В ряде стран используются электронные замки с функцией GPS-GSM навигации, которые устанавливаются бесплатно. Электронный замок оборудован блоком, с помощью которого информация о перемещении товара и закрытии/открытия замка передается через оператора мобильной связи и Интернет в соответствующий «Мониторинговый центр» Департамента борьбы с контрабандой и таможенными правонарушениями.

Решение относительно применения электронного замка принимаются руководителем таможенного органа отправления или уполномоченным им лицом на основании результатов анализа ситуации системой управления рисками. Использование электронных замков позволяет таможенным органам обеспечивать эффективную защиту транзитных перемещений товаров. В том случае, если в диспетчерский центр поступит информация об открытии замков, на место происшествия (координаты транспортного средства уточняются по GPS) выедет специальная бригада оперативной службы. В перспективе данная система будет работать не только на грузовых автомобилях, но и на железнодорожных контейнерах.

Для того чтобы подготовиться к процедуре таможенного транзита товаров, необходимо провести грамотный анализ, что требует изучения большого объема информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос.

Узнать подробнее

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2019. Все права защищены.

Вся полезная информация