Виски в России. Итоги рынка за 11 месяцев 2012 года

Виски в России. Итоги рынка за 11 месяцев 2012 года

Динамика импорта и экспорта виски за 2012 год





Наталья Крылова, главный аналитик информационно-аналитической компании «
VVS»

Виски (англ. whisky или whiskey) — крепкий ароматный алкогольный напиток, получаемый из различных видов зерна с использованием процессов соложения, перегонки и длительного выдерживания в дубовых бочках. В настоящее время виски становится все более популярным у населения нашей страны, в частности, у среднего класса. В России данный сегмент представлен в основном, иностранными брендами, т.к. отечественные производители пока не стремятся осваивать этот сектор. В частности, в российских магазинах можно встретить виски «Прасковейское» производства одноименного завода в Ставропольском крае. Однако, объемы его выпуска настолько малы, что пока не представляют конкуренции для импортеров.

По итогам 11 месяцев 2012 года импорт виски в Россию составил порядка 41 млн. литров или 442 млн. долл., что превысило результаты января-ноября 2011 года на 24% в натуральном выражении и на 19% в исчислении денежном. Кроме этого, объемы неполного 2012 года, хоть и не намного, но уже оказались выше показателей всего 2011 года – на территорию нашей страны было ввезено на 7% больше виски, суммарная стоимость которого оказалась выше стоимости импорта в 2011 году на 5%.


Рис.1. Динамика импорта виски


Львиную долю всего импорта составляет продукция родом из Соединенного Королевства – там было изготовлено 81,4% поступившего за 11 месяцев 2012 года виски. Факт неудивительный, ведь родиной виски считается Шотландия. Ирландский виски занимает 8,2% от всего импорта. На американских производителей пришлось 7,4% ввезенной продукции. Остальные страны – производители не смогли перешагнуть рубеж в 2 процента. Сравнивая положение дел в 2011 году, отметим, что существенных изменений здесь не произошло – тройка лидеров стабильна, и вряд ли в ближайшее время популярность шотландского виски упадет настолько, чтобы потеснить с первого места представителей Соединенного Королевства.


Рис.2. Структура импорта виски в разрезе стран происхождения, л


Среди более 380 предприятий - производителей виски, ввезенного на территорию России, лидирует по итогам 11 мес. 2012 года представитель Соединенного Королевства William Lawson, поставляющий на наш рынок одноименный горячительный напиток. Его доля составила около 15% от всего объема импорта. Впервые это виски было выпущено Вильямом Лоусоном в 1849 году на юге Шотландии, в городе Dundee. Но компания довольно быстро обанкротилась, и лишь после Второй мировой войны производство этого виски возобновилось уже неподалеку от Ливерпуля. В 1967 году компания снова вернулась в Шотландию.

На второй строчке рейтинга среди производителей импортируемого в Россию виски расположился еще один представитель Шотландии - White Horse с долей в 9%. White Horse или «Белая лошадь» - марка одного из известных шотландских виски. Компания была основана в 1883 году Джеймсом Логаном Мэкки, семье которого принадлежала таверна с одноименным названием. 1742 год, указанный на этикетке – год создания таверны. С 1900 года данное виски стало отправляться за пределы Шотландии. В настоящее время марка принадлежит алкогольному гиганту Diageo.

Замыкает тройку лидеров с  6% от общего пирога John Walker & Sons, также являющийся подразделением Diageo. Основной торговой маркой, представляющей данного производителя в России, является Jonnie Walker– виски, широко распространенное как в Шотландии, так и за ее пределами.  Свое название компания получила в честь основателя Джона Уокера. Его часто звали Джонни – отсюда и название марки.

Далее следует представитель Ирландии Irish Distillers LTD (5,7%), являющийся дочерней компанией французского Pernod-Ricard SA и представляющий бренд традиционного ирландского виски Jameson. Компания была основана в 1966 году, когда из-за катастрофического падения продаж  три крупнейших ирландских производителя - John Jameson & Son, John Power & Son и Cork Distilleries Company объединились, и на свет и появилась фирма Irish Distillers Ltd. А в 1988 году компания приняла предложение Pernod Ricard о присоединении к французской группе, что значительно облегчило доступ ее виски на  мировой рынок.

ArthurBell&Sons – еще один представитель Соединенного Королевства – расположился на пятом месте с 5,6% от всего объема импорта. Производимый им виски Bell’s на протяжении 3-х десятилетий является лидером продаж в Великобритании.


Рис.3. Структура импорта виски в разрезе производителей, л


Что касается продаж виски за рубеж из нашей страны, то, учитывая практически отсутствие в России его производства, экспорт состоит из продукции иностранного происхождения. В основном, это товар, предназначенный для зон Duty Free. По итогам 11 мес. 2012 года объем экспорта виски составил чуть более 143 тыс.л.

Итак, виски в России уступает по популярности таким крепким напиткам, как коньяк или водка. В первую очередь, из-за его цены. Однако этот сегмент рынка продолжает развиваться и получает своих покупателей среди населения нашей страны. Конечно, объемы его продаж вряд ли в скором будущем перегонят уже названных «коллег по цеху», но многие специалисты алкогольного рынка считают, что перспективы рынка виски в России довольно неплохие. Возможно, и отечественным производителям стоит над этим задуматься…




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация