Вагоны, полные робусты... Внешнеторговый рынок кофе

Вагоны, полные робусты... Внешнеторговый рынок кофе

Динамика импорта и экспорта кофе


Автор: А. Ермилов, аналитик информационно-аналитической компании VVS


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.

ИМПОРТ 

Одним из излюбленных мировых напитков по праву считается кофе. К странам с активно развивающейся культурой потребления кофе можно отнести и Россию. Действительно, многие сегодня не могут представить свой привычный день с чашечки бодрящего напитка. В любом офисе всегда есть либо автомат с кофе, либо кофеварка, либо же просто банка растворимого кофе, для того чтобы была возможность пить кофе во время рабочего процесса. Кофе основательно закрепился в нашей жизни. Но как же обстоят дела на более широком уровне – на внешнеторговом рынке нашей страны в этой сфере. Для того что бы понять это, обратимся к анализу таможенной статистики.
Так, если рассматривать импорт кофе на территорию РФ, нужно сказать, что за первые три квартала 2012 года было ввезено кофе на общую сумму 349,6 млн долларов. Этот показатель меньше результата аналогичного периода 2011 года всего на 5,5%. При помесячном рассмотрении импортных поставок видно, что в начале года, а именно в январе-феврале 2012 года, было серьезное превышение поставок относительно прошлого года (рис. 1).



Затем, вплоть до сентября, показатели 2012-го уступали предыдущему году.
В структуре импортируемого кофе львиную долю - 44% в стоимостном выражении - занимает нежареный кофе с кофеином сорта арабика (рис. 2).




На втором месте по объемам поставок располагается нежареный кофе с кофеином сорта робуста, который отстал от лидера на 14%.

Ситуация на рынке импорта РФ аналогична мировому рынку. Кофе арабика традиционно является самым популярным сортом, но вместе с тем и более дорогим. Кофе из зерен другого кофейного дерева - кофе конголезский (робуста) уступает арабике в силу худшего качества зерен, но зерна этого сорта содержат гораздо больше кофеина и обладают более сильным ароматом. Робуста - более неприхотливый и урожайный сорт, что сподвигает многие компании делать выбор в пользу робусты.
Замыкает тройку лидеров незерновой жареный кофе, доля рынка которого составляет 14%. Стоит отметить, что кофе без кофеина не пользуется особой популярностью в нашей стране – наибольшая доля кофе без кофеина принадлежит незерновому жареному и составляет в структуре импорта лишь чуть больше 0,5%. В 2012 году кофе импортировался на территорию нашей страны из 71 страны, лидером среди которых стала Бразилия с долей рынка 21,46% в стоимостном выражении (рис. 3).




С незначительным отставанием в рейтинге за ней следует Вьетнам - 21,06%. На третьем месте по итогам первых трех кварталов 2012 года находился кофе родом из Италии - его было импортировано на общую сумму $ 37,2 млн, что составило 10,65% рынка. Таким образом, более половины рынка принадлежит трем основным игрокам. Оставшаяся доля распределена между 68 странами.


С российской стороны региональная структура импорта кофе представлена 35 регионами. Ожидаемо лидером по закупкам является Москва, доля рынка которой составляет 37%, или $ 129,8 млн долларов (рис. 4).



Ленинградская область заняла 22% рынка ($ 77,3 млн), что позволило ЕЙ расположиться на втором месте по объемам прямых импортных поставок. В тройку основных регионов - импортеров кофе вошел также Краснодарский край. Предприятия этого региона РФ закупили кофе на общую сумму $ 45,9 млн, что составляет 13% от общего объема импорта.


Рассмотрим структуру закупок кофе в разрезе основных компаний-импортеров. За период январь-сентябрь 2012 года закупки совершались 362 организациями. При этом почти 70% рынка занимают 7 компаний. Две из них существенно оторвались от преследователей: лидером стала компания «Крафт Фудс Рус», доля от общего объема закупок которой составила 18,36%, или $ 64,1 млн (рис. 5).



Следом, практически с такой же долей, расположилась ООО «Нестле Кубань». В денежном выражении компания совершила закупок на $ 63,3 млн. Замыкает тройку лидеров с долей рынка 9% московское ЗАО «Импортеры кофе КЛД», закупившее кофе на общую сумму $ 29,4 млн.

ЭКСПОРТ
Перейдем к анализу экспортных поставок. Для начала следует обозначить, что подразумевается под кофе российского производства. Особенностью происхождения кофейных деревьев является то, что они могут произрастать только в тропическом климате. Следовательно, российские компании-производители закупают зерна кофе для дальнейшей обработки. В результате этой обработки получается конечный продукт, который и отправляется на экспорт.
В отличие от импорта, в сегменте экспорта наблюдается положительная динамика, хоть объемы поставок заметно ниже. Прирост к периоду январь-сентябрь 2011 года составил почти 6% и в денежном выражении составил $ 24,7 млн (рис. 6).




За первые три квартала 2012 года наибольшим спросом у иностранных компаний пользовался жареный молотый кофе с содержанием кофеина, доля которого в структуре продаж составила 71,2% в стоимостном выражении (рис. 7).




На втором месте по объемам продаж оказался зерновой жареный кофе с кофеином – $ 6,1 млн долларов, или 24,6% рынка. Таким образом, более 95% экспорта приходится на два основных вида кофе, который производится на территории нашей страны.
Сделки на внешнеторговом рынке совершались с 22 странами мира, лидером среди которых по объемам закупок стала Украина (рис. 8).




Фактически она же и является основным экспортным потоком – почти 86% доли рынка принадлежит именно ей.  Значимыми торговыми партнерами стали также Абхазия – 4,2% рынка, или $ 1,46 млн, Грузия – 3,6%, или $ 890 тысяч, Молдавия – 2,5%, или $ 630 тысяч, Армения – 1,6%, или $ 392,2 тысяч. Оставшиеся объемы приходятся на 17 стран, доля которых не поднимается выше 1%.

Региональная структура экспорта представлена 17 регионами Российской Федерации. Два региона - Санкт-Петербург и Московская область - занимают более 80% от общего объема продаж кофе за рубеж (рис. 9).



Предприятиями северной столицы экспортировано кофе на общую сумму $ 10,7 млн (43%), компаниями из Московской области - на сумму $ 9,7 млн (39,3%). С уже значительным отставанием от лидеров следуют Тверская область (9,8%), Краснодарский край (3,9%) и Москва (3,7%). Поставки оставшихся регионов составляют незначительную долю порядка 0,1%.
Если рассматривать рынок экспорта кофе в разрезе компаний-экспортеров, то можно сказать о его высокой концентрации. В отрасли за период январь-сентябрь 2012 года было занято 52 компании, но несмотря на большое число игроков, основную долю рынка - более 85% - поделили между собой 4 компании (рис. 10).




Так, лидером по экспорту стало ООО «Караван», которым было продано кофе на общую сумму $ 10,6 млн (42,8% рынка в стоимостном выражении). Второе место заняло ООО «Штраус» с объемом продаж $ 6,5 млн (26,5%). Значимыми игроками на рынке за анализируемый период стали также ООО «Паулиг Рус» – $ 2,4 млн (9,8%) и ООО «Лебо Экспорт» – $ 2,2 млн (9,1%).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Что касается перспектив рынка кофе, то можно сказать о благоприятной картине для российского потребителя. С вступлением нашей страны в ряды стран - участниц ВТО поэтапно будут снижаться ввозные пошлины. Касается это и кофе. Россия к 2015 году должна будет снизить пошлины на ввоз жареного кофе и чая. Сейчас пошлина на импорт кофе составляет 10%, но не менее 0,2 евро за килограмм, с 2015 года она должна снизиться до 8%, но не менее 0,16 евро. Импорт чая будет облагаться пошлиной в размере 20%, но не менее 0,5 евро за килограмм против 20%, но не менее 0,8 евро за килограмм в настоящее время. Еще больше пошлины снизятся к 2016 году.
За поддержку отрасли выступает Российская ассоциация производителей чая и кофе («Росчайкофе»). Она призывает власти РФ поддержать чайно-кофейную отрасль в рамках вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), осуществив ряд компенсационных мер поддержки, связанных с производством. Генеральный директор «Росчайкофе» Р. Чантурия отмечает, что российской отрасли по производству чая и кофе требуется поддержка госсектора: инвестиции в модернизацию фабрик и снижение пошлин на сопутствующие производству виды сырья и комплектующих, не производящиеся на территории РФ (например, каркаде, фильтровальную бумагу, кофейное масло). Также важными факторами по поддержке отечественных производителей он называет гармонизацию российских требований по безопасности чая и кофе с международными стандартами и роль Россельхознадзора в части контроля безопасности всей цепочки производства с подходами, принятыми в ВТО.



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация