Ответим
в течение
1 минуты
Звоните, мы работаем
8 (800) 555-34-20
Звонок по России бесплатный!
Заказать звонок
С условиями обработки персональных
данных ознакомлен и согласен
Спасибо! Ваша заявка
отправлена успешно!

Обзор рынка стеклотары и листового стекла

Для российской стекольной промышленности минувший год был прямо скажем неплохим. Даже хорошим! По предварительным данным производство стеклянных изделий в России в 2022 году составило свыше 13,5 млрд. стеклоизделий, в том числе 11,3 млрд.- бутылок и 2,3 млрд. - банок. Это на 5,8% больше чем годом ранее, хотя и меньше чем в 2020 году. Эта заслуга практически целиком принадлежит производителям стеклянных бутылок, объемы выпуска которых в прошлом году увеличились почти на 7%. Объёмы производства стеклянной банки оказались не столь впечатляющим - выросли всего на 0,5%.

Рисунок 1. Производство стеклотары в 2021 и 2022 гг, млн. шт.

Производство стеклотары в 2021 и 2022 гг.jpg

В производстве стеклянных бутылок как и прежде лидирует Центральный федеральный округ, чья доля в прошлом году слегка выросла, достигнув 38%. Приволжский ФО, хоть и снизил свою долю до 21%, сохранил второе место в общем зачете. Третье место и 13% доли рынка, как и в прошлом году, у СЗФО. То есть расклад сил по сравнению с 2021 годом практически не поменялся. С - стабильность!

Рисунок 2. Производство бутылок из стекла в 2022 году с распределением по ФО, %

Производство бутылок из стекла в 2022 году с распределением по ФО.jpg

В производстве широкогорлой тары ситуация аналогичная, то есть практически не поменялась. Как и в 2021 году, с долей 49% лидирует Центральный федеральный округ. Южный ФО по итогам 2022 года сохранил за собой второе место и 38,7% рынка стеклобанки. На третьем месте с долей 3,8% Северо-Кавказский ФО.

Рисунок 3. Производство стеклянных банок в 2022 году с распределением по ФО, %

Производство стеклянных банок в 2022 году с распределением по ФО.jpg

Ну а теперь о причинах. Основная причина увеличения производства стеклянных бутылок - возросший спрос со стороны отечественных производителей алкогольной продукции на фоне прекращения ее поставок из недружественных стран. Так производство водки в прошлом году выросло на 3,9%, коньяка - на 10,5%, настоек, ликеров, бальзамов - на 12,9%, вина - на 9,7%, шампанских и игристых вин - на 25,2%, а слабоалкогольных напитков - на 25,4%. То есть данный случай - пример того самого импортозамещения, "о необходимости которого все время говорили большевики" ©.

А вот с рынком листового стекла ситуация диаметрально противоположная. По предварительным данным в 2022 году российскими стеклозаводами было произведено 203,7 млн. м2 листового термополированного стекла и 12,4 млн. м2 безопасного (сталинит и триплекс) стекла, что соответственно на 15,8% и 26,4% меньше чем годом ранее.

Рисунок 4. Производство листового стекла в 2021 и 2022 гг, млн. м2.

Производство листового стекла в 2021 и 2022 гг.jpg

Снижение объемов производства стекла было вызвано сокращением экспорта листового стекла в недружественные страны в 2022 и падением темпов жилищного строительства.

В 2021 году Россия экспортировала 535 тыс. тонн листового стекла, что в пересчете на 3 мм стекло соответствует 71 млн. м2. То есть почти 30% всего российского производства. В 2022 году экспорт снизился до 380 тыс. тонн (50 млн. м2). Таким образом в результате санкций российские производители потеряли экспортный рынок в 21 млн. м2 листового стекла.

На внутреннем рынке, как оказывается тоже все не просто, хотя по данным Росстата объемы жилищного строительства год от года растут. В чем же дело?

Во-первых, поменялась методика подсчета. С 2019 года в статистике учитываются дачные и садовые дома, которые ранее считались "некапитальным строением, предназначенным для временного пребывания". Во-вторых, оформление ранее построенных домиков по дачной амнистии. К примеру, дачный дом был построен в пять лет назад, но документы получены только 2022 году. Соответственно он так же попадает в статистику показателях текущего года В результате доля ИЖС в сельской местности за последние три года выросла с 29 до 35%.

Еще одна причина - увеличение сроков строительства многоквартирных домов. По данным Единой информационной системы жилищного строительства (портал https://наш.дом.рф) доля новостроек со сроком планового ввода в эксплуатацию через 3 (или более) года после начала строительства, увеличилась с 54% до 57%.

А ведь есть еще и внеплановые факторы. На протяжении многих лет пик ввода жилья в эксплуатацию всегда приходился на декабрь. 2021 год стал первым исключением из правил. По данным Росстата в декабре 2021 года было введено в эксплуатацию на 30% меньше жилья, чем в декабре 2020 года. При этом в январе 2022 года объемы ввода выросли на 80% по сравнению с январем 2021 года. По всей видимости 2022 год продолжит этот почин. По предварительным данным падение объемов ввода жилья в эксплуатацию в декабре 2022 года составило 23% по сравнению с итогом декабря 2021 года. И это уже тенденция...

Что касается безопасного стекла, то падение производства вызвано сокращением выпуска автомобилей в РФ в связи с закрытием заводов европейских, японских и корейских автокомпаний.

Что ждет стекольную отрасль России в 2023 году? Производители стеклотары скорее всего будут чувствовать себя неплохо, учитывая сокращение импорта стеклотары и рост объемов производства алкоголя в РФ. Хотя определенным сдерживающим фактором может стать повышение минимальных розничных цен на алкогольные напитки и как следствие снижение спроса.

А у производителей листового стекла перспективы на столь радужные. компенсировать потерю европейского рынка вряд ли удастся. Внутренний спрос во многом будет зависеть от платежеспособности населения, реально располагаемые доходы у которого, если верить тому же Росстату, год от года снижаются.




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2024. Все права защищены.

Вся полезная информация

Позвонить бесплатно