Ответим
в течение
1 минуты
8 (800) 555-34-20
Звонок по России бесплатный!
Заказать звонок
С условиями обработки персональных
данных ознакомлен и согласен
Спасибо! Ваша заявка
отправлена успешно!

Обзор рынка мяса птицы в России за 2011 - 2012 года

Динамика производства мяса птицы за 2011-2012 года


Наталья Крылова, гл. аналитик информационно-аналитической компании «VVS»


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


Как известно, мясо птицы – одна из важных составляющих здорового питания. Оно является источником легкоусвояемых белков, жирных кислот и витаминов. Ну а куриное мясо кроме всего, еще и более доступно многим по своим ценовым характеристикам. Поэтому неудивительно, что последние годы рынок мяса домашней птицы в России активно развивается. Какого это развитие в цифрах, рассмотрим ниже.

Российское производство

Объем производства мяса и субпродуктов домашней птицы в России в 2012 году составил порядка 3,4 млн. т., превысив результат 2011 года на 11%.  Кривая динамики производства имеет скачкообразный характер. При этом отметим, что вторая половина года для российских предприятий более успешна. Самым «урожайным» месяцем в году является декабрь. Видимо, в преддверии новогодних праздников спрос на курочку растет. Около 60% от всей продукции отечественного происхождения составляет мясо и субпродукты домашней птицы, которые не подвергались заморозке (парное, охлажденное, остывшее). Оставшиеся 40% - это замороженные или размороженные продукты.


Рис.1. Динамика производства мяса и субпродуктов домашней птицы, тыс. т.


В 8 российских регионах в 2012 году объем производства мяса и субпродуктов домашней птицы за 12 месяцев превысил 100 тыс. тонн. Предприятиями, расположенными здесь, было отправлено на рынок почти половина (49%) продукции, выпущенной на территории нашей страны. Бесспорным лидером среди регионов является Белгородская область, на которую пришлось 18,1% от всего объема производства. Производители области за год увеличили объем выпуска мяса и субпродуктов на 7%.  Следующая за ней Ленинградская область занимает долю уже почти в 3 раза меньше – 6,3%. Стоит отметить, что общий объем производства в регионе за год вырос на 37%.  Далее с 5,4% расположилась Челябинская область, предприятиями которой в 2012 году было отправлено на рынок на 15% мяса и субпродуктов птицы больше, чем годом ранее. Такую же долю занимает и Ставропольский край, увеличивший свой объем производства на треть. Московская область – одна из немногих, где производство мяса и субпродуктов домашней птицы сократилось (на 22%). Это отправило регион на пятое место в рейтинге (после второго в 2011 году) и позволило получить всего 3,9% от общего объема выпуска против доли в 5,5% годом ранее. Далее следуют Липецкая область(3,3%), Республика Татарстан (3,2%), Ростовская область (3,2%). Оставшиеся регионы не смогли перешагнуть рубеж  в 3%.


Рис.2. Региональная структура производства мяса и субпродуктов домашней птицы, тыс. т.


Импорт

Несмотря на рост производства мяса и субпродуктов домашней птицы в России, отечественные производители в полной мере не удовлетворяют потребности рынка.  Помогают в достижении этой цели иностранные представители, поставляющие на территорию нашей страны данную продукцию. По итогам 2012 года импорт мяса и субпродуктов домашней птицы составил 470,1 тыс. тонны (+10% к результатам 2011 года) на сумму 707,8 млн. долл. (+17%). При этом заметим, что «заморские» продавцы также более активны во второй половине года. Основу импорта составляют мясо и субпродукты курицы.  В 2012 году 94% от всего объема пришлось на долю данной продукции.  Причем, за год курица к своему и так большому куску пирога добавила 2%. А вот доля в импорте мяса и субпродуктов индейки сократилась с 6,3% до 4,1%. Потеряла индейка и «в весе» - объем ввоза продукции из этой птицы упал на 28%.

Несмотря на мизерные доли в импорте, следует все же отметить рост объемов ввоза мяса утки и гуся и их субпродуктов.  Продукции из первой птицы было ввезено на 34% больше, чем в 2011 году, а из второй – и вовсе в 2,5 раза. Импорт мяса и субпродуктов цесарки остался примерно на том же уровне – порядка 14 тонн за год.


Рис.3. Динамика импорта мяса и субпродуктов птицы.


Рис.4. Структура импорта мяса и субпродуктов домашней птицы в зависимости от ее вида, тыс. т.


Чуть более подробно об импорте мяса и субпродуктов каждого вида птицы.

Мясо и субпродукты курицы

Начнем с курицы. По итогам 2012 года на территорию России было ввезено 444,6 тыс. тонн куриного мяса и субпродуктов  из нее. Рост импорта по отношению к 2011 году составил 12,2%.  На 85,2% импорт состоит из различных частей тушек. Куринный фарш оставил за собой 11,3%. Тушки кур и цыплят получили 2,5% от всего объема импорта.  При этом количество кг данного вида продукции за год выросло в 3,5 раза. Последний 1% пришелся на куриные субпродукты.  

Среди стран-производителей импортного мяса и субпродуктов курицы бесспорным лидером является США.  На долю американской продукции пришлось в 2012 году почти 60% от всего объема ввоза.  Однако американские производители за год потеряли 5% от своего куска. На втором месте расположился представитель Южной Америки – Бразилия  - с 14% (против 16% в 2011 году). В 5,7 раза увеличился объем импорта мяса родом из Украины, что позволило ее производителям расширить свой сегмент на рынке с 1,3% до 6,8%. Далее следуют Франция, Аргентина, Нидерланды, для которых 2012 год также стал удачнее предыдущего. Французские производители обеспечили рост импорта в 1,6 раза и расширили до 6% (с 4%) свою долю в общем объеме. Предприятия Аргентины, доля которых составила 3,2%,  увеличили количество кг ввозимой продукции в 2,8 раза. А голландская курочка закончила 2012 год с почти 9-кратным превышением показателей предыдущего года; доля же ее выросла с 0,3% до 2,2%. Если США, Бразилия и Аргентина,  в основном поставляют на наш рынок части тушек, а в импорте Украины помимо частей весомую долю занимают и тушки, то большую часть импорта Франции и Нидерландов  составляет куриный фарш. Еще 20 стран поделили между собой оставшиеся 8,2%

Мясо и субпродукты индейки

Импорт мяса и субпродуктов индейки за год сократился на 28% и составил по итогам 2012 года 19,2 тыс. тонн. Наиболее востребованы у россиян части тушек индеек. Доля их в общем объеме импорта в 2012 году составила 71,4%. За год части индеек увеличили свою долю на 34,3%, чем и обеспечили свое лидерство, оттеснив на второе место фарш. Импорт измельченного мяса индейки за год сократился на 80% - с 15 тыс. т. до 3 тыс. т. Как следствие, доля его в общем объеме импорта уменьшилась на 40% и опустилась до границы в 16,3%.  На субпродукты и тушки индейки  2012 году соответственно пришлось 9,3% и 3%.

41% мяса индейки и ее субпродуктов, ввезенных на территорию нашей страны в 2012 году, имеют бразильское происхождение. При этом за год производители Бразилии расширили свою долю в импорте на 14,6%. На втором месте немецкая индейка, потерявшая 2,3% от своей доли. Замыкает тройку лидеров США. Доля американских производителей выросла с 3,8% в 2011 году до 13,4% в 2012 году. А объем импорта увеличился в 2,5 раза. Главным неудачником прошедшего года стала Франция. По итогам 2011 года страна лидировала с долей в 43,4%. Однако за год ее импорт сократился на 80%, и доля в 13,4% отбросила страну на четвертое место. За Францией расположились Венгрия (4,7%), Польша (2,9%), Великобритания (2,6%), Финляндия (2,4%) и еще 6 стран, суммарная доля которых составила 3,4%.

Мясо и субпродукты утки

За 2012 год на территорию нашей страны от зарубежных партнеров поступило 5,1 тыс. т. мяса и субпродуктов утки. Это на 33,8% больше, чем было завезено годом ранее. На 79% импорт мяса и субпродуктов утки составляют утиные тушки. Еще 18,9% оставили за собой части тушек. Оставшиеся 2,1% пришлись на субпродукты.

Почти половина всей утки (49,8%), поступившей к нам в 2012 году, имеет немецкое происхождение. Около 34% утиного мяса и субпродуктов в импорте было произведено в Венгрии. На третьем месте закрепилась Франция с 13,9% от общего объема импорта. Следующая за ней Болгария получила лишь 1,4%. Оставшиеся 0,9% утиной продукции были произведены в Таиланде.

Мясо и субпродукты гуся

Объем импорта мяса и субпродуктов гуся за год вырос в 2,5 раза, составив по итогам 2012 года 1,1 тыс. т. продукции. Наибольшим спросом у россиян пользуются гусиные тушки, доля которых в импорте составила 66,8%. 33,1% приходится на части тушек, а оставшаяся 0,1% принадлежит субпродуктам.

В 2011 году на 98,6% импорт мяса и субпродуктов гуся состоял из продукции венгерского производства. Однако по итогам 2012 года Венгрия, как страна-производитель, потеряла 6% от своей доли. Скорее всего, их «приняли на себя» польские производители, не участвовавшие в импорте в 2011 году. Еще 1,35% приходится на Украину. Последней стала Франция с мизерной долей  менее чем в 0,1%.

Мясо и субпродукты цесарки

Наиболее редки для импорта мясо и субпродукты цесарки. Объем ввоза данной продукции составил в 2012 году всего 14,4 т. (+6,8% к 2011 году). И все они французского происхождения. На 89% импорт мяса цесарки состоит из тушек, а еще 11% пришлись на их части.


Экспорт

По итогам 2012 года российскими предприятиями  было отправлено за рубеж около 15,3 тыс. т. мяса и субпродуктов домашней птицы  на сумму 11 млн. долл.  По отношению к 2011 году экспорт данной продукции потерял как в весе, так и в стоимости. Годом ранее заграничным партнерам было отправлено 18 тыс. т. мяса и субпродуктов птицы суммарной стоимостью 14,2 млн. долл. Таким образом, падение экспорта составило 15% в натуральном исчислении и 23% в выражении денежном. На 99,99% экспорт мяса и субпродуктов домашней птицы состоит из куриной продукции. Лишь 0,01% суммарно приходится на поставки мяса индейки, утки и гуся.

В основном российскими предприятиями за рубеж отправляются субпродукты домашней птицы. В 2012 году их доля в импорте составила 90,2% от всего объема продаж. Отметим, что падение объемов экспорта, оговоренное ранее, в первую очередь связано с сокращением экспорта именно субпродуктов. В 2012 году за границу было продано на 18% меньше продукции данной категории, чем годом ранее. А вот экспорт частей тушек на 22% вырос, хоть и составляет пока лишь 5,2% от всего объема продаж. 4,3% от общего объема экспорта пришлось на тушки. Оставшиеся 0,3%  - это поставки фарша.


Рис.5. Динамика экспорта мяса и субпродуктов домашней птицы


Основной страной-покупателем российского экспорта мяса и субпродуктов домашней птицы является Гонконг. В 2012 году туда было отправлено 69,6% всей экспортируемой продукции. Несмотря на то, что объем продаж увеличился всего на 3%, доля гонконгских потребителей выросла на 12,5%. На втором месте располагается Вьетнам, куда ушло 17,2% от всего объема экспорта. За год страна потеряла 10% своей доли. А объем продаж сократился вдвое. Замыкает тройку лидеров Республика Абхазия с долей в 8%. Данной стране удалось нарастить свое присутствие на рынке на 2%, во многом благодаря росту объемов продаж мяса и субпродуктов домашней птицы абхазским потребителям (на 12% по отношению к 2011 году). Далее следуют: Таиланд (2,1%), Киргизия (1,7%), Либерия (0,4%), ОАЭ (0,2%) и еще чуть больше десятка стран.


Рис.6. Структура экспорта мяса и субпродуктов домашней птицы в разрезе стран назначения, тыс. т.


Заключение

Итак, рынок мяса и субпродуктов домашней птицы не стоит на месте. Растут объемы как внутреннего производства, так и импортных закупок. Темпы их роста примерно одинаковы, а доля импорта на отечественном рынке за последние 2 года почти не изменилась, остановившись на уровне 14%. Это  позволяет верить, что отечественные производители, несмотря на присутствие на рынке иностранных конкурентов, чувствуют себя уверенно. Во многом им помогает государственная поддержка отрасли в нашей стране. Так, в марте текущего года Минсельхозом была утверждена «Программа развития птицеводства на 2013-2015 годы», которая предусматривает рост объемов производства куриного мяса до 4 млн. т. к 2015 году, что должно позволить снизить долю импорта на рынке до минимума.




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2024. Все права защищены.

Вся полезная информация

Позвонить бесплатно