Производство стеклотары за 2015 год. Предварительные итоги

Производство стеклотары за 2015 год. Предварительные итоги

Объем производства стеклотары за 2015 год


Автор: Вадим Пашин, эксперт-аналитик 

информационно-аналитической компании "VVS" 


Статья в pdf-версии здесь.

 

По итогам 2015 года можно констатировать тот факт, что производство стеклотары снова, уже четвертый год подряд, снизилось. Чуда не произошло. Если в 2014 году ее было выпущено 12,3 млрд. штук, то по предварительным итогам 2015 года – 11,8 млрд. штук.

 


Рис. 1. Производство стеклотары[1] в 2012-2015 годах

 

Одной из тенденций последних лет является наблюдающийся второй год подряд рост доли стеклобанки в общем объеме производства тары. Нечто подобное имело место в кризисный 2009 год. Так как в конце 2008 года темпы падения спроса на стеклобутылку значительно превышали темпы падения спроса на стеклобанку, это послужило сигналом для производителей стеклотары. Однако если в 2009 году доля стеклобанки выросла до 14,47%, то в 2015 году ее доля вероятнее всего вплотную приблизится к 16%.

 


Рис. 2. Доля банки в общем объеме производства стеклотары в 2006-2015 годах

 

А вот с бутылкой дела обстоят иначе. Объемы производства падают третий год подряд. Единственное что успокаивает – так это то, что темпы падения постепенно снижаются. Всего по предварительным итогам 2015 года российскими предприятиями было выпущено чуть более 9,9 миллиардов стеклобутылок, что на 5,5% меньше чем годом ранее.

В разрезе географии производства сильнее всего снизилось производство бутылок в Южном Федеральном округе, где по итогам прошедшего года было выпущено 916,2 млн. штук, что на 20,3% меньше чем годом ранее.  На втором месте в этом рейтинге находится Северо-Кавказский федеральный округ. За 2015 год в СКФО было произведено 740,1 млн. стеклобутылок, что на 17,9% меньше итога предыдущего года.  На третьем месте – Сибирский Федеральный округ,  где падение составило 15,4%.

Так же снижение объемов производства произошло в Приволжском, Уральском и Северо-Западном Федеральных округах, хотя и не столь значительное – в пределах 3,8-4,4%.

Центральный Федеральный округ - единственный регион, где выпуск стеклобутылки вырос.

 

Таблица 1. Объемы производства стеклобутылок по ФО

 

2014 г

2015 г

Изменения

объем,
млн. шт.

доля, %

объем,
млн. шт.

доля, %

объем,
млн. шт.

объем, %

доля, %

ЦФО

4057,1

38,6%

4120,2

41,5%

63,1

1,6%

2,9%

ПФО

2306,2

21,9%

2218,7

22,3%

-87,5

-3,8%

0,4%

СЗФО

1253,6

11,9%

1198,2

12,1%

-55,4

-4,4%

0,1%

ЮФО

1150,0

10,9%

916,2

9,2%

-233,8

-20,3%

-1,7%

СКФО

901,5

8,6%

740,1

7,4%

-161,4

-17,9%

-1,1%

СФО

637,8

6,1%

539,7

5,4%

-98,1

-15,4%

-0,6%

УФО

214,9

2,0%

205,9

2,1%

-9,0

-4,2%

0,0%

РФ

10521,1

100,0%

9939,0

100,0%

-582,1

-5,5%

0,0%

 

Немаловажным является и тот факт, что снижение объемов в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах произошло за счет падения производства цветной стеклобутылки. Да и в целом по России падение производства цветной стеклобутылки в 2 раза опережает падение производства бесцветной.

Касаемо сегментации бутылки по назначению, то падение в основном произошло за счет снижения производства пивной стеклотары, в то время как выпуск бутылки под водку и ЛВИ снизился незначительно. Производство шампанской, коньячной и винной бутылки наоборот выросло  на 11% , 11% и 23% соответственно.

Производство же широкогорлой тары, напротив, увеличили абсолютно все регионы. Лидирует в данном сегменте Центральный Федеральный округ, где выпуск стеклобанки вырос на 21,8%, до 810,6 млн. штук.

На втором месте Южный Федеральный округ, где рост производства составил 15,7%. Всего же за 2015 год в ЮФО было произведено 727,4 млн. стеклобанок. На третьем месте Северо-Кавказский ФО, где было выпущено 155,5 млн. единиц широкогорлой тары, что на 14,7% больше, чем годом ранее.

 

Таблица 2. Объемы производства стеклобанки по ФО

 

2014 г

2015 г

Изменения

объем,
млн. шт.

доля, %

объем,
млн. шт.

доля, %

объем,
млн. шт.

объем, %

доля, %

ЦФО

665,7

42,0%

810,6

43,5%

144,9

21,8%

1,5%

ЮФО

628,7

39,6%

727,4

39,0%

98,7

15,7%

-0,6%

СКФО

135,6

8,5%

155,5

8,3%

19,9

14,7%

-0,2%

СФО

64,7

4,1%

69,4

3,7%

4,7

7,3%

-0,4%

ПФО

48,5

3,1%

55,4

3,0%

6,9

14,2%

-0,1%

УФО

42,8

2,7%

46,2

2,5%

3,4

8,0%

-0,2%

РФ

1586,0

100,0%

1864,6

100,0%

278,6

17,6%

0,0%

 

В общем, итоги года неутешительные. И скорее всего начавшийся 2016 год будет иметь похожие тенденции. Скажутся и падение доходов населения, и повышение акцизов на пиво, вино и шампанское, и применении ЕГАИС при розничной продаже алкоголя. С высокой степенью вероятности данные факторы спровоцируют дальнейшее снижение потребления алкогольной продукции и, как следствие, падение рынка стеклотары.



[1] Объем производства за 2015 год приведен по оценке компании «VVS»




© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация