Полезные статьи:
Производство стеклотары за 2015 год. Предварительные итоги
Объем производства стеклотары за 2015 год
Автор: Вадим Пашин, эксперт-аналитик
информационно-аналитической компании "VVS"
Статья в pdf-версии здесь.
По итогам 2015 года можно констатировать тот факт, что производство стеклотары снова, уже четвертый год подряд, снизилось. Чуда не произошло. Если в 2014 году ее было выпущено 12,3 млрд. штук, то по предварительным итогам 2015 года – 11,8 млрд. штук.
Рис. 1. Производство стеклотары[1] в 2012-2015 годах
Одной из тенденций последних лет является наблюдающийся второй год подряд рост доли стеклобанки в общем объеме производства тары. Нечто подобное имело место в кризисный 2009 год. Так как в конце 2008 года темпы падения спроса на стеклобутылку значительно превышали темпы падения спроса на стеклобанку, это послужило сигналом для производителей стеклотары. Однако если в 2009 году доля стеклобанки выросла до 14,47%, то в 2015 году ее доля вероятнее всего вплотную приблизится к 16%.
Рис. 2. Доля банки в общем объеме производства стеклотары в 2006-2015 годах
А вот с бутылкой дела обстоят иначе. Объемы производства падают третий год подряд. Единственное что успокаивает – так это то, что темпы падения постепенно снижаются. Всего по предварительным итогам 2015 года российскими предприятиями было выпущено чуть более 9,9 миллиардов стеклобутылок, что на 5,5% меньше чем годом ранее.
В разрезе географии производства сильнее всего снизилось производство бутылок в Южном Федеральном округе, где по итогам прошедшего года было выпущено 916,2 млн. штук, что на 20,3% меньше чем годом ранее. На втором месте в этом рейтинге находится Северо-Кавказский федеральный округ. За 2015 год в СКФО было произведено 740,1 млн. стеклобутылок, что на 17,9% меньше итога предыдущего года. На третьем месте – Сибирский Федеральный округ, где падение составило 15,4%.
Так же снижение объемов производства произошло в Приволжском, Уральском и Северо-Западном Федеральных округах, хотя и не столь значительное – в пределах 3,8-4,4%.
Центральный Федеральный округ - единственный регион, где выпуск стеклобутылки вырос.
Таблица 1. Объемы производства стеклобутылок по ФО
|
2014 г |
2015 г |
Изменения | ||||
объем,
|
доля, % |
объем,
|
доля, % |
объем,
|
объем, % |
доля, % | |
ЦФО |
4057,1 |
38,6% |
4120,2 |
41,5% |
63,1 |
1,6% |
2,9% |
ПФО |
2306,2 |
21,9% |
2218,7 |
22,3% |
-87,5 |
-3,8% |
0,4% |
СЗФО |
1253,6 |
11,9% |
1198,2 |
12,1% |
-55,4 |
-4,4% |
0,1% |
ЮФО |
1150,0 |
10,9% |
916,2 |
9,2% |
-233,8 |
-20,3% |
-1,7% |
СКФО |
901,5 |
8,6% |
740,1 |
7,4% |
-161,4 |
-17,9% |
-1,1% |
СФО |
637,8 |
6,1% |
539,7 |
5,4% |
-98,1 |
-15,4% |
-0,6% |
УФО |
214,9 |
2,0% |
205,9 |
2,1% |
-9,0 |
-4,2% |
0,0% |
РФ |
10521,1 |
100,0% |
9939,0 |
100,0% |
-582,1 |
-5,5% |
0,0% |
Немаловажным является и тот факт, что снижение объемов в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах произошло за счет падения производства цветной стеклобутылки. Да и в целом по России падение производства цветной стеклобутылки в 2 раза опережает падение производства бесцветной.
Касаемо сегментации бутылки по назначению, то падение в основном произошло за счет снижения производства пивной стеклотары, в то время как выпуск бутылки под водку и ЛВИ снизился незначительно. Производство шампанской, коньячной и винной бутылки наоборот выросло на 11% , 11% и 23% соответственно.
Производство же широкогорлой тары, напротив, увеличили абсолютно все регионы. Лидирует в данном сегменте Центральный Федеральный округ, где выпуск стеклобанки вырос на 21,8%, до 810,6 млн. штук.
На втором месте Южный Федеральный округ, где рост производства составил 15,7%. Всего же за 2015 год в ЮФО было произведено 727,4 млн. стеклобанок. На третьем месте Северо-Кавказский ФО, где было выпущено 155,5 млн. единиц широкогорлой тары, что на 14,7% больше, чем годом ранее.
Таблица 2. Объемы производства стеклобанки по ФО
|
2014 г |
2015 г |
Изменения | ||||
объем,
|
доля, % |
объем,
|
доля, % |
объем,
|
объем, % |
доля, % | |
ЦФО |
665,7 |
42,0% |
810,6 |
43,5% |
144,9 |
21,8% |
1,5% |
ЮФО |
628,7 |
39,6% |
727,4 |
39,0% |
98,7 |
15,7% |
-0,6% |
СКФО |
135,6 |
8,5% |
155,5 |
8,3% |
19,9 |
14,7% |
-0,2% |
СФО |
64,7 |
4,1% |
69,4 |
3,7% |
4,7 |
7,3% |
-0,4% |
ПФО |
48,5 |
3,1% |
55,4 |
3,0% |
6,9 |
14,2% |
-0,1% |
УФО |
42,8 |
2,7% |
46,2 |
2,5% |
3,4 |
8,0% |
-0,2% |
РФ |
1586,0 |
100,0% |
1864,6 |
100,0% |
278,6 |
17,6% |
0,0% |
В общем, итоги года неутешительные. И скорее всего начавшийся 2016 год будет иметь похожие тенденции. Скажутся и падение доходов населения, и повышение акцизов на пиво, вино и шампанское, и применении ЕГАИС при розничной продаже алкоголя. С высокой степенью вероятности данные факторы спровоцируют дальнейшее снижение потребления алкогольной продукции и, как следствие, падение рынка стеклотары.
[1] Объем производства за 2015 год приведен по оценке компании «VVS»
© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2025. Все права защищены.