Дай мне с дороги вдоволь напиться! Обзор российского рынка безалкогольных напитков. Итоги 2012 года

Дай мне с дороги вдоволь напиться! Обзор российского рынка безалкогольных напитков. Итоги 2012 года

Динамика импорта и экспорта безалкогольных напитков за 2012 год



Наталья Крылова, главный аналитик компании VVS («ВладВнешСервис»)

Кто из нас не испытывал чувство жажды? Особенно летом. Особенно в жару. В настоящее время как отечественные, так и зарубежные производители, постарались, чтобы у нас был большой выбор напитков, с помощью которых мы можем эту самую жажду утолить. Наиболее популярными из них являются минеральные воды и газированные прохладительные напитки, или лимонады. Данный рынок в России представлен отечественными и иностранными игроками. Посмотрим, что же в нашей стране более популярно.

РОССИЙСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО
В 2012 году было произведено 5204,3 млн литров минеральных вод, что на 12,24% больше, чем годом ранее. В абсолютных величинах рост объемов производства составил 567,4 млн литров. В течение года динамика производства нестабильна – наиболее активны российские предприятия со второй половины весны, а в конце года их активность уменьшается (рис. 1).

динамика производства минеральной воды и лимонадов

Газированных прохладительных напитков за 2012 год было произведено 3793,9 млн литров, что на 13,34% больше, чем в 2011-м. В абсолютных величинах рост составил 446,5 млн литров. Динамика производства лимонада в течение года также имеет скачкообразный характер, учитывая сезонность продукта.
Производством минеральной воды в России занимаются практически в каждом регионе. Среди всех субъектов РФ лидером является Карачаево-Черкесская Республика. В 2012 году здесь было произведено 10,7% общероссийского объема этой продукции (рис. 2).

Структура производства минеральной воды по регионам

В регионе располагается порядка 5 предприятий, занимающихся выпуском данной продукции. Крупнейшим предприятием региона является ООО «Фирма «Меркурий», поставляющее на рынок такие марки воды, как «Пилигрим», «Меркурий», «Кубай» и «Биба». На втором месте расположились предприятия Ставропольского края – около 10 производителей (ЗАО «Кавминводы», ООО «Ессентукский завод минеральных вод на КМВ», ОАО «Нарзан» и другие), на долю которых пришлось 7,6% общего объема производства воды. Замыкает тройку лидеров Новосибирская обл. с долей 7,3%. Наиболее крупным предприятием в регионе является ООО «Карачинский источник», предлагающее потребителям минеральную воду «Карачинская». Далее следуют Липецкая, Московская, Ростовская и Свердловская области – их доли составили соответственно 6,2, 5,2, 3,8 и 3,7% – а также Республика Татарстан с долей 3,2%.
Среди регионов–производителей газированных напитков лидирует Санкт-Петербург, где в 2012 году было произведено 21,4% российского лимонада (рис. 3).

Структура производства газированных напитков по регионам

Основными производителями региона являются филиалы ООО «ПепсиКоХолдингс» и ООО «Кока-Кола Эйчбиси Евразия». На втором месте располагается Свердловская обл., доля которой уже скромнее – 8,8%. Замыкает тройку лидеров Самарская обл., получившая «кусочек пирога» в 8,7%. В этих двух регионах также основными производителями прохладительных напитков являются филиалы выше названных компаний. Далее следуют Нижегородская и Московская области – их доли составили соответственно 4,3 и 3,6%, а также Новосибирская обл. и Красноярский край – на долю каждого из этих регионов приходится 3,5% производства.

ИМПОРТ
Импорт минеральной воды, по итогам 2012 года, составил 71,2 млн литров, превысив результат 2011 года на 14,8%. В течение года динамика ввоза была довольна нестабильной, но можно отметить повышение активности импортеров со второй половины весны и снижение объемов поставок к концу осени (рис. 4).


Динамика импорта минеральной воды и газированных напитков, млн л

Подобная картина наблюдается и в импорте газированных прохладительных напитков, объем ввоза которых в 2012 году составил почти 34 млн литров, что оказалось выше предыдущего 2011 года на 14,9%.
Более 44,3% воды, поступившей на территорию нашей страны, было разлито на предприятиях Франции (рис. 5).

Структура импорта минеральной воды по странам в натуральном выражении, %

Однако отметим, что доля французских производителей сократилась на 2,4% по сравнению с 2011 годом. На втором месте в рейтинге стран-производителей расположилась Армения с долей импорта в 15,1%, при этом ее доля увеличилась на 2,2%. Замыкает тройку лидеров Италия, предприятия которой обеспечили 11,6% импорта воды. Производители из Словении смогли получить 7,5%. Далее следуют Германия, Словакия, Украина, Чехия и Финляндия – совокупная доля этих стран-импортеров составила 13,1%. Оставшиеся 8,4% поделили между собой еще порядка 37 стран.
В сегменте лимонадов, по итогам 2012 года, лидером является Корея, доля которой составила 61,4% импорта в натуральном выражении (рис. 6).

Структура импорта газированных напитков в натуральном выражении, %

Стоит отметить, однако, что за год эта страна-импортер растеряла 12% своей доли. При этом на 4% сократился и объем поставок корейских напитков. На втором месте расположилась Украина, на долю которой пришлось 19,6% всего импорта. Грузинские производители обеспечили 6,6% импорта лимонадов, увеличив свое присутствие на рынке за год почти на 6% за счет 10-кратного роста объемов поставок. Если в 2011 году в Россию поступило чуть более 200 тысяч литров газировки родом из Грузии, то в 2012 году объем импорта грузинских прохладительных напитков составил 2,2 млн литров. Далее расположились Бельгия, Великобритания, Армения и Финляндия – на долю этих стран-импортеров приходилось от 2,9 до 1,3% поставок. Оставшиеся 5% поделили между собой еще порядка 25 стран.
Лидером среди производителей минеральной воды, ввозимой на территорию России, является французский гигант NestleWaters, которому принадлежат такие бренды, как Perrier, Vittel, Vitalitos и Contrex. Компания занимает почти четверть – 24,6% – всего объема импорта. На втором месте располагается еще один представитель Франции – SocieteAnonymeDesEauxMineralsD’Evian, являющийся дочерней компанией Danone. Этому производителю принадлежит 16,8% импорта. На российском рынке компания предлагает минеральную воду премиум-класса Evian. Замыкает тройку лидеров представитель Армении ЗАО «Джермук Групп» с 10,2%, основу импорта которого составляет одноименная минеральная вода. Далее расположилась словенская компания DrogaKolinska, на долю которой пришлось 7,3%. Фирма занимается производством лечебной воды Donat MG. На пятом месте находится итальянский представитель компании S.Pellegrino, торговые марки которого – S.Pellegrino и AcquaPanna – заняли также 7,3% в общем объеме импорта. Еще около 170 производителей поделили между собой оставшиеся 33,8%.
Бесспорным лидером среди производителей импортируемых в Россию газированных прохладительных напитков является корейская компания LotteChilsungBeverageCo., Ltd. (основная часть импорта поступает в Приморский край, а потом расходится по стране). По итогам 2012 года, на долю этой компании пришлось 57,2% всего импорта. Годом ранее, однако, доля данного производителя была намного внушительней, составив 70% в натуральном выражении. LotteChilsungBeverageCo. поставляет на российский рынок в основном такие напитки, как Milkis и Pepsi-Cola (в августе 1976 года компания заключила контракт с компанией Pepsi-Cola на производство и продажу одноименного напитка). На втором месте расположилось ЗАО «Эрлан» – украинское предприятие, поставляющее на наш рынок лимонады под ТМ «Биола». В 2012 году на долю «Эрлан» пришлось 11,2% общего объема ввезенных газированных напитков. Замыкает тройку лидеров еще один представитель Украины – ЗАО «Оболонь» с долей 7,8%. Основу импорта этого производителя составляет газированный сокосодержащий напиток «Живчик». Далее следуют такие компании, как HaitaiBeverageCo., Ltd, Lomisi JSC и Coca-ColaCompany (их доли составили от 3,9 до 3,3%) и еще около 80 предприятий.

ЭКСПОРТ
Экспорт минеральной воды, по итогам 2012 года, составил 24,7 млн литров, что выше результатов 2011 года на 33%. Как и в случае с импортом, в течение года динамика продаж воды за рубеж нестабильна, пиковым месяцем является май, а дальше наблюдаются то падение, то рост (рис. 7).

Динамика экспорта минеральной воды и газированных напитков, млн л

Однако стоит отметить, что экспорт во второй половине 2012 года вел себя более ровно, чем в тот же период, но годом ранее. Лимонадов за границу в прошлом году было отправлено меньше, чем минеральной воды – около 15 млн литров. Однако этот результат в 1,6 раза превышает итог 2011 года. Динамика экспорта также нестабильна – рост сменяется падением и наоборот.
Основными покупателями минеральной и питьевой воды, экспортируемой российскими предприятиями, являются страны ближнего зарубежья. Бесспорным лидером здесь стала Украина, на долю которой, по итогам 2012 года, пришлось 44% всего объема продаж (рис. 8).

Структура экспорта минеральной воды по странам-покупателя в натуральном выражении, %

На втором месте – Азербайджан с долей в 14,4%. Далее следуют Монголия, Абхазия, Туркмения, Молдавия и Эстония (на долю этих стран приходилось от 10,7 до 2,7% экспорта) и еще около 40 стран.
Газированные прохладительные напитки из России наиболее популярны также на Украине, куда в 2012 году ушло 34,4% всего экспорта лимонадов (рис. 9).

Структура экспорта газированных напитков по странам-покупателям в натуральном выражении, %

Вторую строчку рейтинга стран-покупателей занимает Абхазия, на которую приходилось 21,6% общего объема продаж данных напитков за рубеж. Замыкает тройку лидеров Азербайджан с долей 9,1%. Далее следуют Туркмения, США, Южная Осетия и Латвия (на их долю приходится от 6,3 до 3,1% экспорта) и еще порядка 35 стран. 

Лидером среди производителей минеральной воды, чья продукция отправляется за границу, является ООО «Ессентукский завод минеральных вод» (г. Ессентуки Ставропольского края). В 2012 году 15,8% экспорта приходилось на воду этого производителя. В основном предприятие отправляет зарубежным потребителям воду «Ессентуки №4», «Ессентуки №17» и «Ессентуки №20». На втором месте расположилось ООО «Элита-Минерал групп» (Ставропольский край), на долю которого пришлось 12,8% общего объема продаж. Основу экспорта данной компании также составляет вода «Ессентуки №4». ООО «Универсальный завод розлива минеральной воды «Аква-Вайт» (Ставропольский край) с 9,1% остановилось на третьей строчке рейтинга. Заграничным покупателям предприятие в основном предлагает воду из серии «Аллея источников»: «Ессентуки №4» и «Ессентуки №17». Далее следует ООО «Кука Курортная» (г. Чита) с одноименной минеральной водой, которому в 2012 году удалось закрепить за собой 8,7%. Доля располагающегося на пятом месте ОАО «Нарзан» (Ставропольский край) составила 7,4%. Помимо воды с одноименным названием, за границу предприятие отправляет еще и артезианскую воду ТМ «Ледяная жемчужина». ООО Фирма «Меркурий» (Карачаево-Черкесская Республика) отстояло 6,4% экспорта. Компания отправляет за пределы России воды ТМ «Кубай», «Пилигрим», «Меркурий» и «Биба». ООО «Славянская» (Ставропольский край) занимает долю в 5,7%. Еще около 120 компаний разделили между собой оставшиеся 34,2% экспорта. 

Лидером среди производителей лимонадов, поставляющих свою продукцию за пределы России, является ООО «ПК «Аквалайф» (Владимирская обл.), на которое в 2012 году пришлось 40,7% всего экспорта данной продукции. При этом стоит отметить, что годом ранее компания занимала долю лишь в 16%. Основу экспорта этого производителя составляют лимонады ТМ «Напитки из Черноголовки». На втором месте расположился лидер 2011 года ООО «Пепсико Холдингс», доля которого в 2012 году составила 19,6%. Фирма поставляет за рубеж такие газированные напитки, как Pepci-Cola, 7-up, Mirinda и другие. Замыкает тройку лидеров – экспортеров лимонадов ООО «Юнайтед Боттлинг Групп» с долей 6,3%. В основном компания отправляет зарубежным потребителям газированный напиток LaimonFresh. Далее расположилось ООО «Кока-Кола Эйчбиси Евразия», на долю которого пришлось 6,1% всего объема экспорта. За пределы России отправляются Coca-Cola, Fanta, Sprite и ряд других напитков производства данного предприятия. С долей в 4,1% пятое место занимает ООО «Аскания Аква» (Ставропольский край), производящее лимонады торговой марки «Аскания». Еще около 70 компаний разделили оставшиеся 23,2%. 

Таким образом, по итогам 2012 года, видимое внутреннее потребление минеральной воды составило порядка 5250,8 млн литров, превысив результат 2011 года на 12,1%. А видимое внутреннее потребление лимонадов достигло 3813,1 млн литров, что оказалось больше показателя предыдущего года на 13,1%. Итак, минеральной воды россияне выпивают больше – кто-то из-за ее большей пользы, а кто-то по ценовым предпочтениям.






© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация