Полезные статьи:
Обзор российского рынка экскаваторов в 2012 - 2013 годах
Динамика импорта и экспорта экскаваторов за 2012-2013 года
Наталья Крылова, аналитик компании VVS («ВладВнешСервис»)
Российский рынок экскаваторов
Российский рынок экскаваторов – один из тех сегментов спецтехники, где главную роль играют иностранные машины. Объемы производства экскаваторов отечественными предприятиями в разы меньше импортных объемов. Так, в 2013 году производство экскаваторов в России составило чуть более 1,4 ед. техники, показав к предыдущему году минус 6% роста. Импорт же по итогам 2013 года составил 10,7 тыс. единиц техники на общую сумму 1 057,6 млн. долл. Годом ранее результаты были чуть выше – 10,8 тыс. шт. суммарной стоимостью 1 375,0 млн. долл. Таким образом, падение объемов импорта по отношению к 2012 году составило 1,1% в натуральном выражении и 23,1% в денежном исчислении. Видимо, в 2013 году у российских потребителей пользовалась большим спросом более дешевая техника. Анализируя качественный состав импорта экскаваторов, отметим, что доля новой техники все еще занимает более половины всего объема закупок, а именно 62,0%. Однако доля техники, бывшей в эксплуатации, за год чуть выросла: ранее используемые машины на 3% потеснили новые.
Рис.1. Динамика импорта экскаваторов, шт.
Основу импортов экскаваторов составляет техника на гусеничном ходу. В 2012 году ее доля в общем объеме закупок составила 81,0%, а в 2013 году – 83,0%. Соответственно, доля колесной техники уменьшилась с 19,0% до 17,0%
По итогам 2013 года на территорию нашей страны было поставлено почти 8,9 тыс. гусеничных экскаваторов – на 1,4% больше, чем годом ранее. Половину всего импорта данной техники составляют машины японского производства. На втором месте с долей 29,7% расположилась Республика Корея. Тройку лидеров замыкает Великобритания, доля ее, однако, уже всего 8,0%. Далее следует Китай, которому досталось 4,0% от всего объема закупок. Оставшиеся 8 с небольшим процентов поделили между собой еще порядка 15 стран.
Рис.2.Структура импорта гусеничных экскаваторов в разрезе стран-производителей в 2013 году, шт.

Рис.3. Структура импорта гусеничных экскаваторов в разрезе марок в 2013 году, шт.

Рис.4. Структура импорта колесных экскаваторов в разрезе стран-производителей в 2013 году, шт.

Рис.5. Структура импорта колесных экскаваторов в разрезе марок в 2013 году, шт.
Экспорт экскаваторов в сравнении с импортом имеет мизерные объемы. Так, по итогам 2013 года за рубеж было отправлено 146 ед. техники на сумму 115,6 млн. долл. По отношению к 2012 году объем экспортных продаж упал на 15%. При этом экспорт экскаваторов лишь на 70% состоит из техники отечественного производства. Оставшиеся 30% - это экскаваторы, по той или иной причине уже не нужные российским потребителям. Доля новой техники в экспорте экскаваторов за год выросла с 67,6% до 71,9%. Основу продаж составляют экскаваторы на гусеничном ходу. По итогам 2013 года на их долю пришлось 85,6% экспорта против 83,8% годом ранее. Доля колесных экскаваторов, соответственно, снизилась с 16,2% до 15,4%.
Среди стран-покупателей экспортной техники из России лидирующую позицию занимает Куба, куда в 2013 году ушло 37 гусеничных экскаваторов Kraneks. На втором месте Узбекистан, закупивший 22 экскаватора, из которых 21 – на гусеничном ходу. Тройку лидеров замыкает Азербайджан, который приобрел в России 20 гусеничных экскаваторов марки Donex.
Рис.6. Структура экспорта экскаваторов в разрезе стран назначения в 2013 году, шт.

Рис.7. Структура экспорта экскаваторов в разрезе марок в 2013 году, шт.
Таким образом, результаты 2013 года оказались чуть хуже показателей года предыдущего. Объемы каждой из составляющих рынка – производство, экспорт, импорт – не намного, но сократились. И жаль, что даже здесь российские производители проиграли: процент падения выпуска отечественной техники выше, чем процент снижения объемов импорта.
© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2025. Все права защищены.