Российский рынок мяса курицы за 1 полугодие 2012 года

Российский рынок мяса курицы за 1 полугодие 2012 года

Динамика импорта и экспорта мяса курицы за 1 полугодие 2012 года


Автор: Ермилов Александр, аналитик информационно-аналитической компании VVS («ВладВнешСервис»)


Скачать статью в pdf-версии можно здесь.


Пищевая промышленность – одна из сфер, которые незначительно пострадали от мирового экономического кризиса. В частности, рынок мяса курицы имеет положительную динамику. Потребление куриного мяса не нарушает ни религиозные, ни обрядовые запреты. Помимо чисто экономических преимуществ (самый дешевый вид мяса), мясо курицы полезно, питательно, безопасно и наиболее доступно по сравнению с другими видами мяса.

Начнем рассмотрение российского рынка мяса курицы с анализа производства, начиная с 2010 года.

Производство

Российское производство куриного мяса и субпродуктов медленно, но методично наращивало объемы: темпы прироста квартальных показателей колебались от  3 до 9% в прошлом году по сравнению с аналогичными показателями 2010 года. В текущем году первый три месяца показали блестящие результаты:  темпы прироста достигли +20%. Однако во 2 квартале 2012 года отечественные компании не сумели совершить такой же “подвиг” (темпы прироста производственного показателя составили +12%), но и не опустили планку по объемам – его увеличили практически на 2 000 тонны.

Таким образом, общий показатель производства в 2012 году составил 1,64 млн. тонн куриного мяса и субпродуктов. Для сравнения: за январь-июнь прошлого года этот показатель был ниже на 16%, а позапрошлого на 23%.


Рис. 1 Производство мяса курицы и пищевых субпродуктов по РФ, тыс. тонн

 

В структуре производства мяса курицы и пищевых субпродуктов по субъектам Российской Федерации лидером на протяжении 3 лет остается Центральный Федеральный Округ, это не удивительно, так как все основные игроки этого рынка сосредоточены именно там.


Рис. 2 Структура производства мяса курицы и пищевых субпродуктов в разрезе субъектов РФ, тыс. тонн


Центральный Федеральный Округ постепенно восстанавливает свою долю в структуре производства после падения в 2011 году на 3,5%. По отношению к 2011 году в 1 полугодии этого года прирост доли рынка ЦФО составил 0,85%. За период январь-июнь 2012 года положительная динамика наблюдается также у Приволжского ФО и Северо-Западного ФО. У Дальневосточного ФО, напротив, стабильное падение доли продолжается третий год подряд. По отношению к 2011 году ДФО потерял 0,43% доли рынка. Ослабли также позиции Южного ФО, Сибирского ФО и Уральского ФО, которые потеряли по отношению к 1 полугодию 2011 года 0,42%, 0,54% и 0,8% соответственно.

 

ИМПОРТ

При анализе внешнеторговых взаимоотношений Российской Федерации установлено, что за первое полугодие 2012 года было импортировано мяса домашней птицы и субпродуктов на общую сумму 286,05 млн. долларов, что в натуральном выражении составило 193 714 тонн. Результат первого полугодия этого года на 22% превышает результаты аналогичного периода 2011 года в денежном выражении и на 12,68% в натуральном.

В структуре импортных поставок в натуральном выражении безоговорочным лидером является мясо курицы. С уверенностью можно сказать, что 9 из 10 кг. импортируемого мяса домашней птицы – куриное. Индейки занимают 3,59% в структуре импорта, субпродукты – 2,84% и прочее – 0,84% (мясо утки, цесарок, гусей).


Рис.3 Структура импорта мяса домашней птицы по видам мяса, тыс. тонн

 

При перевозке мяса выбор делается в пользу замороженного мяса, нежели свежего и охлажденного. Это происходит по понятным причинам лучших показателей времени хранения.

Переходя к анализу импортных поставок мяса курицы, стоит отметить тот факт, что прирост импорта этого вида мяса, по отношению к 1 полугодию 2011 года, составил в денежном выражении 21,02%, а в натуральном выражении - 13,57%.


Рис. 4 Динамика импорта мяса курицы, млн. долл.

 

В 1 полугодии 2012 года на территорию Российской Федерации импортировалось мясо курицы, родом из 21 страны. Среди них есть два лидера – США и Бразилия, которые занимают более 75% рынка. США, несмотря на все неблагоприятные истории, связанные с мясом, которое импортируется из этой страны, по прежнему остается на лидирующей позиции, а прирост по сравнению с аналогичным периодом 2011 года составил почти 24%.

Бразилия же, напротив, потеряла 18,5% рынка.


Рис. 5 Структура импорта мяса курицы в разрезе стран-происхождения, млн. долл.

 

Стоит отметить высокие темпы роста поставок украинского мяса: в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2011 годом объемы импорта выросли более чем в 10 раз и составили 12,12 млн. долларов. Новым игроком на рынке выступил Таиланд, доля которого составила 3,3% рынка.

Для более подробного анализа структуры импортных поставок рассмотрим виды импортируемого мяса курицы.

Более половины импортируемого куриного мяса - куриные окорочка. Они оставили далеко позади постное белое мясо: куриная грудка занимает в структуре импорта 10% против 60% лидирующей позиции. На третьем месте по популярности куриный фарш (9%).


Рис. 6 Структура импорта мяса курицы по типу мяса, млн. долл.

 

Рассмотрим географию распределения мяса курицы по регионам Российской Федерации.

Рис. 7 Регионы получатели мяса курицы, млн. долл.

 

Главным направлением импорта является столица РФ – г. Москва (52% от всех импортных поставок поставляется именно туда). В структуре импорта значимую роль играют также Калининградская область и г. Санкт-Петербург с долями рынка 21% и 13% соответственно.

В состав российских компаний-закупщиков мяса курицы за 1 полугодие 2012 года вошли 205 организаций. На лидирующих позициях по занимаемой компанией доли рынка оказались ООО «Сервисэкспо» – 5,85%, ООО «Интерфуд» – 5,11% и ООО «Продукты питания комбинат» - 4,61%.  Как видно, явных лидеров в структуре закупок нет, как нет и серьезных сдвигов конкурентных позиций по сравнению с 2011 годом. Прирост долей рынка, по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, показала вся тройка лидеров: 2,48%,2,71% и 1,19% соответственно. Изменение доли рынка компаний связано скорее не с наращиванием деловой активности, а с тем фактом, что по сравнению с 2011 годом, рынок представлен меньшим количеством компаний – 205 компаний в 2012 году  против 285 участников рынка 2011 года.

 

ЭКСПОРТ

В разрезе экспорта мяса домашней птицы, в отличие от импорта, наблюдается отрицательная динамика. За анализируемый период объемы отгрузок составили  6,6 млн. долларов,  а в натуральном выражении 9 тыс. тонн. Это на 12,81% меньше аналогичного периода прошлого года в денежном выражении и на 6,62% в натуральном выражении.

В структуре экспорта львиная доля приходится на субпродукты домашней птицы - 91,83% или 8,2 тыс. тонн. Оставшуюся долю почти полностью занимает мясо курицы - 8,16%, что в натуральном выражении составляет 735,6 тонн, также в структуре экспортируемой продукции встречаются индейки и утки.

Исключая субпродукты домашней птицы, мясо курицы – значимый экспортный поток РФ в рассматриваемой товарной группе. Экспорт мяса курицы имеет положительную динамику, хоть и значительно уступает по объемам импорту. В первом полугодии 2012 года было поставлено мяса курицы на общую сумму 1,7 млн. долларов или 735,6 тонн. По сравнению с 2011 годом продажи показали прирост на 32,71% в денежном выражении и 23,54% в натуральном выражении.


Рис.8 Динамика экспорта мяса курицы, тыс. долл.

 

Экспортировалось мясо курицы в 9 стран, лидером среди которых стала Абхазия, с долей рынка в 78%. Также значимым деловым партнером РФ выступила Киргизия с 15% рынка.


Рис. 9. Структура экспорта по странам, тыс. долл.

 

С 2011 года в структуре стран-партнеров произошли определенные изменения. Абхазия набрала порядка 15% , а Соединенные Штаты, доля которых в 2011 году составляла 24%, в 2012 году почти полностью прекратили закупки. По итогам  1 полугодия 2012 года на США пришлось чуть более 2%.

Киргизия выступила как новый участник рынка и отвоевала сразу 17% рынка. Рассмотрим структуру экспортируемого мяса курицы по видам.


Рис. 10 Структура экспорта мяса курицы по видам, тыс. долл.

 

За границей наибольшей популярностью пользуются отечественные целые тушки, доля которых занимает почти половину экспорта. Второе место в структуре экспорта поделили между собой куриное филе и крылья (по 15%). Куриные окорочка с долей в 9% расположились на 3 месте.

Экспортом мяса курицы за 1 квартал 2012 года занимались 18 компаний, 2 из которых занимают более 90% рынка, а именно - Майкопский филиал ООО Торговой Компании «Ресурс-Юг» и ЗАО ТД «Приосколье» структурное подразделение отдел сбыта. Прирост доли рынка компаний, по отношению к аналогичному периоду 2011 года составил 17,77% и 3,58% соответственно. Для более наглядного представления о динамике рынка мяса курицы построен график изменения конкурентных позиций.


Рис. 11 Изменение конкурентных позиций

        

Таким образом, проанализировав внешнеэкономическую деятельность РФ и производство мяса птицы и пищевых субпродуктов можно сделать вывод о том, что Российская Федерация является импортозависимой державой в сфере рассматриваемой группы товаров. Объем ввозимого мяса курицы несоизмеримо превышает продажи за рубеж, причем экспортные поставки отличаются своей нестабильностью. В экспортных отношениях также наблюдается нестабильность деловых контактов – разовые поставки преобладают над устойчивыми длительными отношениями.

Также угрозой выступает вступление России в ВТО, связанное со снижением пошлин на ввозимые на территорию страны товары. Снижение ставок будет происходить в несколько этапов, а именно в 5 лет. Следовательно, у российских компаний есть еще время, для того, что бы подготовиться к конкурентной борьбе за российского потребителя. Один из вариантов поддержки российских компаний-экспортеров – наращивание усилий в сфере маркетинга. Это потребует инвестиций, но в дальнейшем принесет необходимый результат. Также потребуется господдержка отрасли для того чтобы выстроить эффективную протекционистскую политику производителей, повысив качество и конкурентоспособность отечественной мясной продукции.



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация