Стеклотара в России за 10 лет

Производство стеклотары за период 2006 - 2015 года



Автор: Наталья Крылова,

руководитель аналитического отдела компании «VVS»

 


Последние десять лет российский рынок тарного стекла пережил стремительный взлет, резкое падение и восстановление плавно переходящее в стагнацию.

На заре XXI века рынок стеклотары являлся одним из наиболее быстрорастущих и перспективных: темпы роста натуральных объемов производства уверенно опережали темпы роста промышленности России в целом. Неудивительно, что в первой половине «нулевых» активно инвестировались средства в строительство новых современных заводов, либо в модернизацию существующих производств.

Однако еще в 2006 году, когда темпы роста производства стеклотары превысили 25%, эксперты предрекали скорое наступление стагнации. Объемы производства в натуральном выражении практически сравнялись с объемами потребления, а объемы экспорта - с объемами импорта.

На следующий год не заметить признаков насыщения внутреннего рынка было уже нельзя. Темпы роста резко снизились. Производство выросло не на 25%, как годом ранее, а всего лишь на 18%, объем же экспорта впервые превысил объем импорта. В 2008 году производство стеклотары достигло рекордных (на тот момент) 13,5 млрд. единиц, а потом до России докатился мировой экономический кризис… Впервые за 12 лет непрерывного роста объемы упали. Не сильно. Всего на 16%. Не так уж много, если учесть что пару лет назад темпы роста производства составляли 18%. Однако кризис спровоцировал банкротство и закрытие ряда предприятий. Как правило, это были старые заводы с устаревшим оборудованием и технологиями. Так сказать - наследие советского прошлого. Балласт. А дальше… Дальше стеклотарный рынок стал стремительно восстанавливаться:  открывались новые современные предприятия, объемы производства росли, в 2012 году российская стеклотарная отрасль побила свой собственный рекорд, выпустив свыше 14 миллиардов единиц стеклотары. Однако угроза затоваривания никуда не делась. Некоторое время ее удавалось нейтрализовать, снижая импорт и наращивая экспорт. Но сколько веревочке не виться… В довершении всего российское правительство начало очередную антиалкогольную кампанию. А тут еще системный кризис в экономике обозначился.

В итоге производство стеклотары стало снижаться и снижается уже третий , год подряд. Если в 2012 году ее было выпущено 14124 млн. штук, то в 2013 уже 12648 млн., 2014 – 12108 млн., а в 2015 году – 11869 млн. штук. Как и в 2009 году падение рынка сопровождается банкротством и закрытием стеклотарных заводов. Только если шесть лет назад закрывались старые мелкие предприятия, то теперь эта участь постигла целые стеклотарные холдинги, некогда входившие в десятку лидеров рынка.

 


Рис.1 Производство стеклотары в России 2006-2015 годах, млн. шт.

 

Одной из тенденций последних лет является наблюдающийся второй год подряд рост доли стеклобанки в общем объеме производства тары. Нечто подобное имело место в кризисный 2009 год. Так как в конце 2008 года темпы падения спроса на стеклобутылку значительно превышали темпы падения падения спроса на стеклобанку, это послужило сигналом для производителей бутылки переориентироваться на выпуск банки. Однако если 2009 году доля стеклобанки выросла до 14,47%, то в 2015 году ее доля достигла 15,5%. Почему? Потому что в кризис спрос на продукты питания стабильнее, чем на алкоголь. Особенно если это отечественные продукты питания. Поэтому производство овощных консервов, джемов, детского питания, кетчупов и растворимого кофе, то есть продуктов, которые упаковываются, в том числе и в стеклянную банку сейчас растет, соответственно и потребность в стеклобанке тоже.

 


Рис. 2 Доля банки в общем объеме производства стеклотары в 2006-2015 годах, %

 

А вот с бутылкой все плохо. Объемы производства падают третий год подряд. Единственное что успокаивает – так это то, что темпы падения постепенно снижаются. Всего по итогам 2015 года российскими предприятиями было выпущено чуть более 10,03 миллиардов стеклобутылок, что на 4,66% меньше чем годом ранее.

Оно и неудивительно. Ведь главный потребитель бутылки - алкогольная отрасль переживает не лучшие времена. Тут сыграли свою роль и рост цен из-за повышения акцизов, и запрет рекламы на телевидении и радио, и введение ограничения времени продажи алкоголя, и падение доходов населения, и еще много чего…

В итоге потребление пива, а стало быть, и его производство, стабильно падает девятый год подряд. Если в 2007 году в России было сварено 11472,15 млн. литров пива, то в 2015 году всего 7265,76 млн. литров, то есть на 36,6% меньше чем на пике производства.



Рис. 3 Производство пива в России в 2006-2015 годах, млн. л.

 

Аналогичная ситуация с водкой и другим крепким алкоголем. Легальное производство падает. Хотя не так стабильно как пиво, но все же тенденция такова. Если в 2007 году российскими предприятиями было выпущено 1234,29 млн. литров коньяка, водки и ликеро-водочных изделий, то в 2015 году 735,18 млн. литров, что на 40,4% меньше.



Рис. 4 Производство крепкого алкоголя в России в 2006-2015 годах, млн. л.

 

Несколько лучшее обстоит дело с шампанскими и игристыми винами, хотя последние пять лет в этом сегменте тоже наблюдается отрицательный рост. Правда и сегмент в 4 раза меньше водочного, и в 45 раз – пивного всего 171,4 млн. литров по итогам 2015 года.



Рис. 5 Производство шампанских и игристых вин в России в 2006-2015 годах, млн. л.

 

В общем, причины нынешнего спада производства в отрасли сугубо экономические. Жизнь дорожает, цены растут, а зарплата нет. И когда россиянам пришлось выбирать: быть сытыми или пьяными, естественный выбор был сделан. 



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2020. Все права защищены.

Вся полезная информация