Грузовые ж/д перевозки – наиболее надежный способ перемещения грузов

Грузовые ж/д перевозки

В условиях развивающегося рынка процессы транспортировки грузов и пассажиров приобретают особое значение. Грузовые ж/д перевозки играют практически решающую роль в экономике России. Об актуальных проблемах железнодорожной отрасли и поговорим в настоящей статье.

Для чего нужны грузовые ж/д перевозки

История российских железных дорог насчитывает 180 лет. Столько же времени ж/д перевозки по России являются самым востребованным и удобным способом перемещения самых разнообразных грузов. Общая протяженность российской сети железных дорог – 86 тыс. км. Подобно кровеносной системе организма, ж/д транспорт обеспечивает согласованное эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса самой большой по территории страны.

По грузообороту железнодорожного транспорта Россия занимает первое место в Европе и второе место в мире, после США.

Эффективная работа железнодорожников определяет успехи или проблемы металлургов, угольщиков, нефтяников, аграриев, представителей многих других секторов экономики.

От того, насколько быстрыми и конкурентоспособными будут железнодорожные перевозки, зависят стратегические позиции России на мировых рынках.

В соответствии со статьей 784 ГК РФ условия перевозки конкретным видом транспорта определяются кодексами и законами, разрабатываемыми для каждого способа транспортировки.

Кроме Устава ж/д транспорта РФ, отношения участников процесса, а также владельцев инфраструктуры ж/д транспорта регулируются Правилами транспортировки, в которых нормируются основные действия с грузами:

  • порядок приема;

  • правила выдачи;

  • требования к совместному использованию вагонов и контейнеров;

  • правила перевозки ценных отправлений;

  • сроки доставки;

  • правила хранения.

Грузовые ж/д перевозки – наиболее универсальная технология транспортировки. Проведем сравнительную оценку рациональных способов перевозки грузов, применяемых в наши дни:

  • железнодорожные;

  • автомобильные;

  • морские;

  • авиа.

Ж/д перевозки – наилучший вариант транспортировки массовых грузов на большие расстояния. Железнодорожный транспорт без особых затруднений приспосабливается к перевозке разных по габаритам, весу и прочим характеристикам грузов. Стоимость перевозок по железной дороге относительно невысока и не подвержена случайным воздействиям.

Основные преимущества ж/д перевозок:

  1. Грузовой вагон считается чемпионом по грузоподъемности. Ж/д перевозка негабаритных грузов позволяет доставлять грузы весом до 60 тонн. Один состав перевозит груз порядка 500 тонн, в то время как автомобиль обеспечивает транспортировку груза с весом, не превышающим 20 тонн. Перевозки угля, руд, стройматериалов, цемента, нефтепродуктов, зерна, металла – исключительный удел железных дорог.

  2. Разветвленная железнодорожная сеть России позволяет доставлять грузы в самые отдаленные уголки страны. Если надо отправить груз из европейской части России в Сибирь или во Владивосток, выбор оказывается очевидным.

  3. При перевозке товаров в пломбируемых грузовых вагонах обеспечивается их сохранность и безопасность. Статистика взломов и повреждений меньше в несколько раз по сравнению с автомобильными перевозками.

  4. Аварийность ж/д транспорта существенно ниже, чем автомобильного.

  5. Грузовые поезда приспособлены к перевозке самых разных товаров.

  6. Одно из самых весомых достоинств – экономичность. Ж/д перевозка грузов в подавляющем большинстве случаев дешевле, чем автомобилями.

  7. Независимость от погодных условий – неоспоримое, абсолютное преимущество ж/д перевозок, позволяющее гарантировать своевременность доставки грузов.

  8. Возможность создания прямых связей между крупными добывающими и промышленными предприятиями по железнодорожным подъездным путям.

Наряду с преимуществами ж/д перевозки не лишены недостатков:

  1. Привязка к инфраструктуре рельсового пути. Сеть железных дорог не столь разветвлена, как сеть автодорог. Это вынуждает использовать комбинированные варианты транспортировки, когда груз, доставленный по железной дороге, перегружается и доставляется получателю иными видами транспорта.

  2. Затраты времени на ж/д транспортировку грузов в среднем больше, чем при использовании автомобилей.

  3. Автомобиль мобильнее: с его помощью можно заказать и реализовать быструю доставку «от двери до двери».

  4. Автоперевозки удобнее для доставки товаров на малые расстояния, а также по сложным схемам, когда требуется, например, забирать груз попутно у разных отправителей, доставлять его по разным адресам и получателям.

Морской и речной варианты транспортировки могут быть намного выгоднее при условии взаимной морской/речной доступности отправителя и получателя груза.

Авиаперевозки рациональны при срочной доставке малогабаритных грузов. Незаменимы в экстренных ситуациях, когда задержки и промедления чреваты гибелью людей и большими материальными потерями.

В последнее время благодаря развитию электронной коммерции находят широкое применение мультимодальные грузоперевозки, когда доставка груза до пункта назначения обеспечивается несколькими видами транспорта на основании единого договора. Отличительная черта мультимодальных перевозок: всеми этапами перемещения груза руководит один организатор или одна транспортная компания. Формально это может трактоваться как удорожание перевозок. Фактически имеет место суммирование реальных затрат на транспортировку.

Заключая договор на мультимодальные перевозки, лучшие логистические компании РФ гарантируют:

  • надежную организацию благодаря прямым договорам с морскими и речными портами, судовладельцами и собственниками подвижного состава;

  • своевременность сроков доставки с учетом сроков навигации и расписаний движения поездов и судов;

  • страхование груза на всех этапах перевозки;

  • ежедневное отслеживание груза на сайте компании;

  • представление документов, подтверждающих доставку груза.

Грузооборот железнодорожного транспорта в 2016 г. достиг 2344 млрд т/км, а его доля в общем объеме грузооборота составила 45 %.

Таблица 1. Динамика грузооборота железнодорожного транспорта России (млрд т/км):

Таблица1

Международный тренд грузовых перевозок – доставка грузов по высокоскоростным железнодорожным магистралям со скоростью до 300 км/ч. Огромные российские расстояния экономически выгодно преодолевать за минимальное время.

Скорость доставки грузов по железнодорожным магистралям России к 2030 г. может возрасти примерно на 35 % и составит примерно 400 км в сутки.

РЖД до 2025 года планируют увеличить грузопоток и грузооборот в среднем на 1,9 % и 2,2 % соответственно.

Виды грузов, которые позволяют перемещать грузовые ж/д перевозки

Грузовые ж/д перевозки по России охватывают практически любые виды грузов. Рассмотрим виды и специфику перевозимых грузов.

Насыпные грузы – грузы, состоящие из большого количества однородных по составу кусков, зерен, частиц. Характеризуются сыпучестью, которая обуславливает требования герметичности емкости для предотвращения высыпания. Самый популярный груз этого типа – зерно, перевозимое в специализированных вагонах.

Навалочные грузы – грузы, не обладающие свойством сыпучести и неоднородные по фракционному составу: Это дает возможность обходиться без тары, без счета мест или штук целыми вагонами. Навалочными грузами являются дрова, уголь, руда, кирпич.

Наливные грузы – жидкие грузы, перевозимые в цистернах, танк-контейнерах, бункерных полувагонах. Различаются по выраженности основных свойств: вязкости, застыванию при охлаждении, воспламеняемости, агрессивности по отношению к металлу и пр. Застывание приводит к необходимости разогрева некоторых видов жидких грузов перед наливом и сливом.

Опасные грузы – вещества и материалы, которые могут нанести вред окружающей среде, стать причиной взрыва, пожара и повреждений транспорта, зданий и сооружений, а также к гибели людей и животных. К особо опасным грузам относят отработанное ядерное топливо (ОЯТ) атомных электростанций. Вагоны для перевозки ОЯТ отличаются чрезвычайной прочностью, выдерживают нагрузки, которые могут возникнуть при самых тяжелых ж/д катастрофах.

Легкогорючие грузы – хлопковая вата, сажа, сера, сено и прочее – все, что легко горит. Требуют строжайшего соблюдения норм пожарной безопасности. Запрещена перевозка этого вида грузов в негерметичных вагонах и контейнерах. С особой тщательностью подготавливаются вагоны к перевозке хлопкового волокна, ваты, одежды, текстильных изделий.

Смерзающиеся грузы – грузы (руда, уголь, кокс, песок, флюсы и др.), отдельные куски которых при низкой температуре смерзаются друг с другом и примерзают к полу и стенкам вагона. Для предупреждения смерзаемости и облегчения выгрузки к этим грузам иногда добавляют вещества, поглощающие влагу (например, негашеную известь), а также вещества, образующие при соединении с водой растворы с низкой температурой замерзания (поваренная соль, хлористый кальций). Смерзшийся уголь – проблема для теплоэлектростанций, где разгрузка вагонов в зимнее время требует огромных трудовых затрат.

Тяжеловесные грузы – грузы, масса которых превышает величины, допускаемые Техническими Условиями (ТУ) погрузки и крепления грузов. Перевозки тяжеловесных грузов производятся преимущественно с помощью транспортеров. Транспортер представляет собой разновидность подвижного состава грузоподъемностью до 500 тонн. Транспортеры входят в особый парк средств РЖД.

Скоропортящиеся грузы (СПГ) – грузы, которые при транспортировке нуждаются в защите от воздействия высоких или низких температур, света, требуют особого обслуживания в процессе перевозки (охлаждение, обогрев, вентилирование). Тара, применяемая для СПГ (бочки, бидоны, ящики и пр.) должна быть чистой, исправной, надежно обеспечивающей сохранность грузов. Для грузов, которые нуждаются в постоянном доступе воздуха, тара должна иметь прозоры, для замороженных продуктов – быть плотной. Каждое грузовое место маркируется.

Грузы, подконтрольные Госветнадзору. Включают продукты и пищевое сырье животного происхождения (мясомолочные продукты, рыбу, рыбные консервы, яйцо и пр.). Кроме того, к этому типу грузов относится техническое сырье животного происхождения (шкуры, шерсть, кости и т. п.) и корма для животных.

Подкарантинные грузы – грузы, потенциально подверженные заражению вредителями, возбудителями болезней растений и сорняками. К ним относят семена и посадочный материал, овощи, кофе в зернах, табак-сырье, сахар-сырец, древесину и пр.

Динамика ж/д перевозки грузов различного вида представлена в Таблице 2.

Таблица 2. Грузовые ж/д перевозки:

Таблица2

Виды грузовых ж/д перевозок

Для перевозки мелкой отправкой принимают партию груза, оформленного по одной накладной, с массой не более 10 тонн, объемом не выше 1/3 емкости крытого четырехосного вагона.

Перевозка по одной накладной груза массой 10–20 тонн и при объеме, не превышающем половины вместимости вагона, именуется малотоннажной отправкой. Этот тип отправки применяется для транспортировки тарных и штучных грузов.

Групповые отправки отличаются тем, что каждая партия груза проходит по одной накладной, с ограничением разрешенного объема перевозки в одном вагоне.

Маршрутная отправка используется в тех случаях, когда по одной накладной проходит партия груза, объем которой соответствует норме веса, определенной для маршрута.

Контейнеры применяют для транспортировки груза без тары, в первичной упаковке либо без упаковки.

Все ж/д перевозки делятся на габаритные и негабаритные.

Габаритным принято считать груз, ни одна из частей которого, в том числе упаковка и крепление, не выходят за очертания габарита погрузки после его помещения на открытый подвижной состав.

Существует технически строгое определение, в соответствии с которым негабаритный груз – это:

  • груз, который какой-либо своей точкой выходит за пределы основного габарита погрузки при совмещении продольных плоскостей симметрии подвижного состава и пути;

  • груз, который при перемещении по кривой радиуса, равного 350 м, без возвышения наружного рельса имеет больший геометрический вынос, чем вынос расчетного вагона;

  • груз, у которого разность между геометрическим выносом груза и расчетного вагона больше разности между полушириной габарита погрузки и полушириной груза.

Поскольку перевозка негабаритной продукции по железной дороге представляет собой довольно сложную логистическую задачу, следует ответственно относиться к организационным операциям:

  • оформить пакет документов: дорожную ведомость, сертификаты, опись мест и т. д.;

  • заключить контракт с транспортной компанией;

  • разработать схему креплений и транспортный маршрут;

  • согласовать прохождение техники через населенные пункты;

  • обеспечить сопровождение груза.

Все основные действия описаны в соответствующих нормативных документах. В частности, даются рекомендации, как правильно распределить груз, обеспечить допустимый уровень шума, соблюсти требования экологии.

Типы вагонов, которые используют грузовые ж/д перевозки

Выделяют следующие виды вагонов:

  • крытые;

  • платформы;

  • специализированные;

  • цистерны;

  • изотермические;

  • транспортеры.

В крытых вагонах обычно перевозят хозтовары, бытовую технику, зерно, мебель, одежду и прочий ограждаемый груз. Они надежно защищают его от атмосферных и механических повреждений. Крытые вагоны оборудованы специальными закрывающимися люками или металлическими дверьми, расположенными внизу. Эти приспособления позволяют упростить погрузку и разгрузку товаров.

Крытые вагоны делятся еще на ряд специальных (предназначенных для перевозки животных, птиц, бумажной продукции, автомобилей и т. д.) и универсальных, используемых для транспортировки зерна и штучного товара.

Изотермические вагоны считаются разновидностью крытых. Они оборудованы так для обеспечения необходимых условий транспортировки продуктов с ограниченным сроком хранения: фруктов, мяса, рыбы и т. д.

Вагоны-рефрижераторы, относящиеся к категории изотермических вагонов, оборудованы холодильниками или электросиловым оборудованием, предназначенным для охлаждения или подогрева. Кроме того, в них находятся специальные устройства для вентиляции воздуха.

Для перевозки грузов по железной дороге используются и вагоны-ледники с льдосоляным охлаждением.

Перевозка автомобилей, оборудования, сельскохозяйственной техники, сыпучих и навалочных грузов происходит с использованием полувагонов. Поскольку эти типы груза не нуждаются в защите от атмосферных воздействий, их перевозка осуществляется в открытых грузовых вагонах с бортами, но без крыши.

Отдельный класс – уникальные полувагоны с четырьмя осями, способные перевозить до 65 тонн груза; с шестью осями, вмещающие до 95 тонн, и с восемью осями грузоподъемностью до 125 тонн.

Конструкции кузова железнодорожных полувагонов весьма разнообразны. Это могут быть просто вертикальные стены + плоский пол и разгрузочные люки, прямые глухие стены + пол без люков, наклонные стены + люки с обеих сторон.

Вагоны без крыши существенно упрощают погрузочно-разгрузочные работы, поскольку дают возможность использовать вагоноопрокидыватели.

Для перевозки насыпных грузов используют железнодорожные полувагоны с цельным металлическим кузовом. Кроме того, применяют саморазгружающиеся грузовые вагоны. Кузов этих вагонов имеет форму воронки, в нижней части которой расположены люки (по-английски – «хопперы»).

Перевозка негабарита, металлоконструкций, спецтехники и контейнеров производится при помощи железнодорожных платформ. Конструкция универсальной платформы позволяет перевозить до 71 тонны груза. Кроме того, применяются фитинговые платформы со специальными упорами, предназначенными для закрепления крупнотоннажных контейнеров.

Транспортер – специальный грузовой вагон, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

Основные типы транспортеров:

  • платформенные – используются для тяжеловесных грузов, перевозка которых осуществляется на обычной платформе. В сущности, платформенный транспортер – платформа с усиленной рамой;

  • площадочные – для ж/д перевозки негабаритных грузов. Имеют пониженную погрузочную площадку, что позволяет понизить индекс негабаритности груза и снизить стоимость перевозки;

  • колодцеобразные (колодцевые) – для перевозки грузов круглой или квадратной формы;

  • сцепные – для перевозки длинномерных грузов, представляют собой ряд платформ-транспортеров, соединенных друг с другом;

  • сочлененные – для перевозки сверхнегабаритных грузов. Транспортеры этого типа состоят из двух частей. Негабаритный груз подвешивается между этими частями и под действием собственного веса защемляется.

Наливные грузы перевозятся в цистернах – цилиндрических емкостях. К наливным грузам относят кислоты, нефтепродукты, масла и т. д. Существует деление на цистерны специального и общего назначения. К примеру, при транспортировке молока используются специальные нержавеющие железнодорожные цистерны с теплоизоляционным слоем.

В последнее время отмечается значительный прогресс в повышении эффективности ж/д грузоперевозок, связанный с внедрением вагонов нового поколения.

Как свидетельствуют практики, одно из главных преимуществ новых вагонов – повышенная грузоподъемность. Осевые нагрузки у четырехосной тележки возросли с 23,5 до 25 тонн, что позволяет поднять грузоподъемность вагона с нынешних 69 до 75–77 т. Таким образом, меньшим количеством подвижного состава удается перевезти на 7–10 % больше груза.

Вторая значительная инновация – радикально увеличенный межремонтный пробег, который у инновационного вагона вырос более чем в два раза. В результате имеем экономический эффект вследствие сокращения сроков доставки нашей продукции и повышение точности прогнозирования времени прибытия груза в пункт назначения.

Чем надежнее вагон, тем реже происходят отцепки и задержки в доставке. Полувагон будущего – это вагон с возможной загрузкой до 90 тонн угольной продукцией, межремонтным пробегом до 1 млн км.

Стоимость грузовых ж/д перевозок

На сегодняшний день рынок логистических услуг перенасыщен, и, планируя перевозки, приходится решать задачу выбора надежного и одновременно недорогого поставщика транспортных услуг. Из компаний – перевозчиков грузов по железной дороге, имеющих более чем 10-летний опыт успешной работы, самые известные:

  • ОАО «РЖД».

  • Компания «ЖелДорЭкспедиция».

  • ТЭК «INCOM CARGO».

  • Международная группа компаний «TELS».

  • Транспортно-экспедиционная сеть («ТЭС»).

  • «ЖелдорАльянс».

Примерную стоимость грузовых ж/д перевозок можно оценить по справочным материалам перевозчиков. Например, фирма «ЖелдорАльянс» представила таблицу цен, фрагмент которой представлен в Таблице 3.

Таблица 3. Фрагмент таблицы цен от фирмы «ЖелдорАльянс»:

Таблица3

Обратим внимание: таблица свидетельствует об актуальности строительства моста через Керченский пролив. Стоимость доставки грузов в Крым в настоящее время сопоставима с доставкой на дальний Север (Алдан).

Точную стоимость грузовых ж/д перевозок можно рассчитать с помощью так называемой единой системы расчета тарифов «Успех». При расчетах потребуется ввести набор всех параметров груза, влияющих на стоимость перевозки: маршрут и дальность следования поезда, дата и время отправления, тип вагона, вид отправки и пр. – всего 12 позиций с вариантами.

Программа-калькулятор «Успех» позволяет учесть все значимые факторы. В том числе в неявной форме. Например, учесть стоимость перегруза вагонов при смене отечественной колеи (шириной 1520 мм) на западную (шириной 1435 мм) и наоборот.

Логистические организации предлагают крупным производственным предприятиям услугу транспортного аутсорсинга, в рамках которой реализуют весь транспортный процесс. Небольшим компаниям предлагается обеспечить доставку груза «от двери до двери», что включает в себя забор груза со склада отправителя и его доставку на склад покупателя.

В дополнение к услугам грузовых ж/д перевозок многие заказывают также услуги экспедирования грузов. Процедура экспедирования позволяет отслеживать процесс транспортировки: где в настоящий момент находится груз, когда он отбыл с последней станции и когда прибудет на следующую.

Завершим нашу статью, как принято, оценкой перспектив. Главной целью развития железнодорожного транспорта России в настоящее время является эффективное развитие конкурентоспособного на российском и мировом рынках транспортного комплекса.

Достижение этой цели требует решения следующих задач:

  1. Повышение эффективности работы ОАО «РЖД» на основе внедрения новейших методов и средств управления, технологий и техники перевозочного процесса, создания новых комплексных форм обслуживания клиентов.

  2. Создание современных транспортно-логистических систем, включая скоростное и высокоскоростное движение.

  3. Развитие интеллектуальных систем управления перевозочным процессом на базе цифровых и спутниковых технологий, а также специальных информационно-управляющих систем.

  4. Создание условий безопасного функционирования ж/д транспорта.

  5. Повышение производительности труда за счет проведения эффективной политики управления персоналом.

  6. Обеспечение взаимодействия с другими видами транспорта на базе методов логистики.

  7. Обеспечение транспортной доступности ресурсного потенциала для промышленного роста.

  8. Обновление подвижного состава и объектов инфраструктуры и доведение их до уровня мировых стандартов.

  9. Создание достаточных провозных способностей для полного удовлетворения спроса на перевозки.

  10. Доведение уровня качества транспортных услуг и безопасности перевозок до уровня мировых стандартов.

  11. Обеспечение интеграции в мировую транспортную систему.

  12. Повышение инвестиционной привлекательности железнодорожного транспорта.

  13. Снижение транспортной нагрузки на окружающую среду.

  14. Обеспечение перевозочного процесса кадрами высокой квалификации.

К 2030 году намечено построить 16–20 тыс. км новых железнодорожных линий. Планируется развитие зон обращения поездов повышенного веса. Продолжится работа по развитию Транссибирской железнодорожной магистрали, по которой будет расти грузооборот между Западом и Востоком, обеспечивающим торговлю Кореи, Японии и Китая со странами Европы.

Следует принять вызов: главный конкурент Сибири – Китай строит свою железную дорогу в обход Транссиба с выходом на Казахстан.

Чтобы осуществлять грузовые ж/д перевозки, организации нуждаются в большом объеме информации о рынке, которой у них часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Наша информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами.

Узнать подробнее

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20.

Заказать обратный звонок



© ООО«ВладВнешСервис» 2009-2019. Все права защищены.

Вся полезная информация